Бирюзовец 66-71
Сайт выпускников 1-го факультета Рижского Высшего Командно-Инженерного
Краснознаменного училища имени Маршала Советского Союза Бирюзова С.С.
Схема г. Рига п. Лиласте

Посвящается нашим родителям, учителям и первым командирам, тем, кто прошел Великую Отечественную войну, не просто прошел, а победил, при этом остался жив и дал жизнь нам.

 

Никончук Н.Н. Святая простота. Глава 3.

2013-11-11 10:15:44

( наверх )

Глава 3. За Полярным кругом.

              За полярным кругом снег, белый, белый
И над тундрою метель мечется
                                                       Воздух пахнет стылым морем и серьёзным рыбным делом
И на верфях ледоколы лечатся.
                                                                                            (О.Митяев)


      «Свадебный» отпуск для Николая пролетел незаметно, что там каких-то пару-тройку дней. За это время он успел скрепить не только свой брачный союз с Евдокией, но и наловить с полсотни   уклеек на Западной Двине.  Потаскивая на конский волос их красивых с серебристой чешуей обычным ореховым прутом, он вспоминал  уже подзабытые за военные годы навыки в ловле рыбы. Детство его  прошло на берегах тихих и задумчивых украинских речушек-ручейков, где водились в основном только скромные пескари. Ну и как же ему,  любителю природы, быть на  такой живописной реке и не прикоснуться к ее содержимому! Изголодался он по рыбной ловле, по хорошему поклеву на быстрине  Двины, возле речного омута среди камней, когда всё, что проголодалось накануне, хватает по первому же его  требованию: на стрекозу, личинку-шитика, горох, зерно распаренное, тесто…
      -А можно было бы и на живца окунька или щучку подцепить, - не раз потом вспоминал батька,  рассказывая   про свои успехи мне –  еще несмышленому.

      После отпуска  моего будущего отца уже ждало Заполярье. Опаздывать на службу  нельзя, у военных с этим строго. Да и времена были  тогда суровые.
     -Где там у вас  ближайшая железнодорожная станция, что ближе - Невель или Витебск? – волновался за предстоящую дорогу Николай, расспрашивая у местных.
      -На Невель ближай! Но  туды ехавши можно и застрять в грязи, дороги  там дождями расквасило, сплошные балата, а вот до Витебска и  на гонках можно сплавится.

      Действительно, за  два дня 80 километровый путь до Витебска Николай преодолел на разных видах попутного транспорта: от Велижа до Суража умудрился доплыть на буксирном катере, сплавляющим по Западной Двине гонки с лесом, а там, далее до Витебска,  уже потрясал задницей на конской подводе. Повезло, успел. 
      Витебск, разрушенный в боях с фашистами до основания, предстал Николаю  в нелицеприятном виде: кучи разбитого кирпича, груды заросшей бурьяном земли, кое-где виднелись даже не засыпанные воронки от авиабомб. Конечно, за три года после  освобождения Витебска от немцев, сделано было не мало, ведь работали на восстановлении города не только советские строители, но и  немецкие военнопленные.
      -Да кто только над этим городом не глумился в эту войну, и свои его бомбили и чужие, - отметил для себя Николай, - вот и восстанавливают его теперь совместно.
      Поезд Витебск-Ленинград отправлялся с местного железнодорожного вокзала вечером, а уже к утру, по всем раскладам, должен был быть на конечном пункте назначения. Сев в вагон Николай вдруг представил,   что ему  сейчас предстоит  проехать по местам боевого пути, совсем ещё недавно им  прошедшим с воинскими частями трех фронтов: Северо-Западным, Калининским и Прибалтийским. Вероятность остаться живым  приближалась для него тогда к нулю. Вокруг свистели пули, снаряды, мины… А как хотелось    жить!  Спасибо топографическим картам, ура, он жив, жив и здоров. Вот и с Евдокией своей расписался. Теперь он семейный человек. Смотришь, потомством обзаведется, суровая военная служба закончится и заживет он с женой и детками как все нормальные люди: честно и красиво. Так и отец Лазарь его перед отправкой в армию наставлял:
      -Живи гарно и сраму не май!
     За окном показалась разбитая  и еще не отстроенная  после войны станция Невель, затем по расписанию будут Новосокольники, Локня, Дедовичи, Дно, Сольцы, Оредеж, Вырица… Знакомые Николаю названия, именно здесь, по этому пути в 1941  и приходилось ему сначала отступать от немцев,  а с 1942 по 1944 этих же немцев   лупить и гнать в зашей:
      -Незваный гость хуже татарина. Татаро-монгольское иго наши предки с плеч давно скинули  и мы вас гадов-фашистов разобьем, незачем к нам  было соваться! - размышлял тогда батька. - А разруха после вас кругом какая стала, искалеченные люди, искалеченные судьбы… Ух вы, басурманы! – неистовал отец глядя в окно мчавшегося поезда.
      Из-за каких-то непредвиденных обстоятельств состав сильно опаздывал и, как следствие, нагоняя  график своего движения, усиленно дымил  своей черной от сажи  паровозной трубой. Но вот уже позади  Павловск, где на станции в очередной раз подлили водички в нещадно эксплуатируемый паровой котел.
      -Хоть бы котёл не выкипел и не взорвался от перегрева, так  и Ленинград не посмотришь и где же он? Что стало с его несчастными людьми, ведь они почти три года находились без еды и тепла? Вот хлебнули поди  горюшка в этой блокаде!
      Бывшая столица Российской империи  переименованная большевиками в честь  Ленина пассажирам показалась только к обеду:
      -Так вот оказывается, что это за город!
    Город - Герой! Несмотря на все мировые оказии, он и сейчас своими гранитными оковами крепко держал водные глади в устье Невы. 900 дней город отстаивал фашистскую блокаду, лишился при этом лучшей и большей части  своих жителей: артистов, ученых, инженеров, рабочих, строителей, музыкантов, писателей, художников…
      -И кто же   сейчас в нем живет? Понаехало, наверное, всякого бескультурья со всех краев и весок.
     Времени на осмотр достопримечательностей заложенного Петром I в 1706 году на Финском заливе Санкт-Петербурга  у Николая не оставалось, а жаль, много чего бы он мог для себя почерпнуть. Переименованный затем в революционный Петроград, а ныне Ленинград, понемногу начинал приходить в себя, отстраивался от разрух, а  кое-где даже принаряжался. И  люди его были как всегда приветливы, вежливы, но очень худы. Их бледные лица с глубоко посаженными глазами  излучали какую-то робкую надежду на  светлое будущее, не верилось им уже, что когда-нибудь  жизнь их снова расцветет.
      -А может коммунизм скоро построят?
      -Абы хуже не было.
      Добравшись с Витебского на Московский  железнодорожный вокзал, бравый младший лейтенант подошел к  кассе.
    -Мест на Мурманск нет и в ближайшие дни не предвидится. Почему? Летние отпуска сейчас, а  с билетами у нас в это время   всегда напряженка. Обращайтесь к военному коменданту, - четко отработанными фразами  подытожила разговор девушка-кассир с моим будущим отцом.
      Военно-железнодорожный  комендант с капитанскими погонами был намного строже кассира, но все же решил помочь с отправкой:
     - Чего ты мне тут голову  морочишь? Тебе же «младшой»  билет брать нужно не до Мурманска, а до Петрозаводска. У тебя что в предписании написано? Петрозаводск! Что географию подзабыл, Мурманск на Баренцовом море, а Петрозаводск на Онежском озере! Давай свои проездные документы, до Петрозаводска  как раз одно место  есть, от брони отказались, тебе повезло, в общем вагоне оформлю... Но с тебя за это, сам понимаешь, причитается!
      Опять проплывают за окнами поезда раздолбанные за войну и еще полностью не восстановленные железнодорожные станции: Мга, Волхов, Паша, Лодейное поле. Вот уже и Карелия со своими берёзками показалась ненароком, а точнее Карело-финская  советская социалистическая республика,  очередная республика, перед войной «добровольно» принятая в Советский Союз, - вспомнил Блуха Николай.
      -16 союзных республик – это уже для нас неплохо, а там, возможно, и вся Европа захочет жить вместе с нами под одной крышей, - размышлял мой батька, еще в 1943 году  принятый на фронте в ряды коммунистической партии, - «Весь мир насилья мы разрушим до основания, а затем, мы наш, мы новый мир построим, кто был ни кем, тот встанет всем. Это есть наш последний и решительный бой, с интернационалом, воспрянет род людской!».
      (После смерти И.Сталина 16.6.1956 с подачи Н.Хрущева Карело-финской союзной республике  статус понизят,  она вновь автономно войдет в состав РСФСР, а вот Крым с его же подачи отойдет Украине, все по-честному, России – автономная Карелия, Украине – автономный Крым. О последствиях такого Хрущевского решения тогда думать было  еще рано, количество социалистических республик в СССР правда тогда уменьшилось, но и 15 союзных республик - хороший результат!  Толи ещё будет при Горбачёве!).
      Компания в вагоне подобралась разношерстная: и орденоносцы, и бывшие заключенные, и инвалиды-калеки, и вообще какие-то подозрительные типы. К счастью в купе на полках с Николаем  хулиганья не оказалось, разместились одни военные, и все офицеры: танкист, летчик, моряк и мой батька - пехотинец. Каждый из присутствующих держал марку своей профессиональной принадлежности. Особенно в этом усердствовали танкист с летчиком.
      -За все танковые войска говорить не буду. Я в Мурманске второй год как служу, в танковом полку. Знаменитый танк Т-34 знаете?! Вот что друзья, без этого танка мы бы войну не выиграли. Вообще-то любой танк и сейчас  главенствуют в военном мире. А знаете ли вы, что ныне танки уже не те, что были вначале войны?  Не знаете! Что ни год – новый усовершенствованный танк получаем…
      -Это как, поясни?
     -Ну, во-первых,  танк развивается по пути увеличения  своей огневой мощи, во-вторых улучшается его броневая защита, ну и в-третьих маневренность. Вот, например стабилизация танковой пушки. Она резко повысила эффективность огня на ходу. А как облегчила вождение и стрельбу ночью установка приборов ночного видения! На новые танки  сейчас устанавливают специальное оборудование, которое сможет защитить экипаж  даже на зараженной местности. Слышали об отравляющих веществах: иприт, зарин, зоман…? Я вам скажу, наши танки научились преодолевать водные преграды даже под  водой!  А в целом скажу, танк, как и раньше - совершенная боевая машина, сравнимая, разве  только что  со слоном  древних мусульманских армий.
          - Ладно тебе. Знаем мы ваши танки, вечно чумазые ходите.  Я вот служу в Луастари! Что не слышал про местный аэродром? Под Печенгой полк стоит, небо там ежедневно сотрясаем. Что я могу сказать про нашу авиацию? Да это же сказка: небо, облака! Нас в полку как на убой кормят, каждый день шоколад дают. В армии у нас сейчас во фронтовой авиации появился новый род - истребительно-бомбардировочный, он уже вовсю заменяет штурмовики. Скучать не приходится, зато в нашем авиаполку всё есть для души: истребители, бомбардировщики, истребители-бомбардировщики, разведчики, боевые и транспортные вертолеты.  Кто я? Я разведчик –  «всепогодник»!
    -Да ладно трендеть. Скажи лучше, как у вас с бабами? Вот если холостяк, например? - поинтересовался танкист.
    -У нас с этим строго, как в песне поется: « первым делом, первым делом самолеты, ну а девушки? А девушки потом!». А если серьезно - никак, вот комсомолок привезли на стройку, говорят железную дорогу к Печенге прокладывать будут, а может какой комбинат строить? От этих баб нам же прохода нет, но боязно как-то с ними, распущенные они до ужаса, и нашим и вашим… В лазарет потом не набегаешься. Один у нас уже вляпался!
      -А ты пехота, куда едешь? Где служишь? Билет у тебя до Мурманска? – обратился  к Николаю уже не молодой моряк.  - Лично я  иду на плаву до конечной точки материка,  Баренцово море, - указывая пальцем на свою орденоносную грудь, представился  морской офицер в чине капитан-лейтенанта.
     -Не, я ближе, пока до Петрозаводска, до штаба округа, а там – куда Бог отправит, - представился мой будущий отец, - дальше моря не пошлют, меньше взвода не дадут!
     -Бывал я в Петрозаводске. Крепко он стоит   на Онежских берегах. В войну, правда, немец там малость похозяйничал, но не долго. В июне 1944   мне, кстати воевавшему тогда в морской стрелковой бригаде, пришлось тоже принимать участие в его освобождении, там вот и кисть руки потерял, - и  моряк вдруг застенчиво из под  рукава обнажил свой протез. -Гордость Петрозаводска – его Беломорско-Балтийский канал. Это недавнейшее рукотворство  удачно объединило два наших моря: Белое и Балтийское, - с гордостью показывал  попутчикам свои обширные неземные познания  –  морской офицер.
      -Наверное, и пленных немцев на канале заставляли работать, ведь кто-то то его отстраивал после войны? - поинтересовался Николай у моремана.
    -Нет, какие там военнопленные. Никто канал в войну не трогал. Стояли наши бойцы за него здесь на смерть, кстати, и за эту магистраль, по которой мы сейчас едем, жизни своей  тоже не щадили. История канала, связавшего Белое море с Балтикой, идет  с 30-х годов. Сейчас уже не секрет, что финны, нарушив  Ленинский договор с нами, сразу же в 20-х годах начали сооружать в Печенгской губе свой военный порт Лиинахамари. Кстати, я там сейчас  и служу на сторожевике. Спрашивается, для чего финнам нужен был там порт?  А вот для чего! Для своих же агрессивных устремлений. В 20-е годы мы на Севере своего военно-морского флота вообще не имели: флот царской армии был разграблен, а что не разграбили - английские интервенты в гражданскую войну себе увели. Попытку перегнать через Скандинавию с Балтики  на Север часть своего Кронштадского флота нам тоже буржуи не дали. Вот и решил Сталин своевременно укрепиться на Севере военными кораблями, упредить настырных финнов. Для этого  и был построен  Беломорско-Балтийский канал. Его прорыли всего за двадцать месяцев. Вы представляете себе объем выполненной работы? Конечно, для этого понадобилась не одна сотня тысяч   строителей. Отличались там не только комсомольцы-строители, но и зэки.  
      Уже в августе 1933  Северный военно-морской флот СССР состоялся! В его состав первыми вошли: два эскадренных миноносца «Куйбышев» и «Урицкий», сторожевые корабли «Смерч» (погиб в пос. Роста 8.12.1942) и «Ураган», подводные лодки «Декабрист» и «Народоволец»…
      Моряк продолжал:
      -Ну а там пошло и поехало… Как говорят моряки: «корабли не плавают, они ходят». К войне с немцами мы уже имели достойный флот, а сейчас и подавно, -интригующе и с гордостью пояснял своим попутчикам историю военного флота и знаменитого канала мореман.
      -А откуда у вас такие глубокие познания в истории, вы где учились? - поинтересовался уже Николай  у моряка.
     -Представьте себе, семинариев не кончал, познавал науку только в военно-морском училище. Просто я с детства люблю читать. Книга для меня не просто информация, это воздух для моего существования. 

   

      Беломоро-Балтийский канал (до 1961 — Беломорско-Балтийский канал имени Сталина) — канал, соединяющий Белое море и Онежское озеро с возможностью выхода в Балтийское море. Построен между 1931 и 1933 годами в рекордно короткий срок, за 1 год и 9 месяцев, руками заключённых ГУЛАГа, которых, по разным данным, во время строительства погибло от 50 до 200 тысяч. Идея постройки канала родилась еще в давние времена. В 1702 году Петр I прорубил просеку шестиметровой ширины, знаменитую «Осудареву дорогу», — ее следы были видны даже в начале прошлого века, — по которой соорудили настил из бревен и по ним за десять дней из Белого моря до Онего-озера протащили военные суда. В 1798 году пудожский купец Бакинин подал заявку на постройку канала из Онежского озера к реке Онеге через Водлозеро. Он рассчитывал окупить затраты за счет вырубки ценных лиственничных лесов в этом районе.
         Почти одновременно поступил и проект из Петрозаводска за подписью трех купцов и директора Олонецкого завода англичанина Адама Армстронга. Маршрут канала пролегал от Повенца на Онежском озере к селу Сорока (нынешнему Беломорску) — то есть, почти совпадал с нынешней трассой. Правительство заинтересовалось проектом и направило для изыскания лучшего специалиста — генерала де Волана, строителя Мариинской системы каналов. Однако, обследовав местность, он забраковал проект: слишком-де много скал, водопадов и других препятствий. Были предложения и в середине XIX века, а в 1900 году профессор В. Е. Тимонов за проект канала от Онежского озера к Белому морю был даже удостоен золотой медали Парижской выставки.
        В 1930-х годах уже советское правительство обратилась к вопросу строительства канала. 3 июня 1930 года было принято решение о начале работ.  Строительство началось  16 октября 1931 года одновременно на всем протяжении будущего судоходного пути, от поселка Повенец, что на берегу Онежского озера, до селения Сорока (сегодня – город Беломорск) на Белом море, начались скальные и земляные работы.
        На строительство канала были отправлены сотни тысяч узников ГУЛАГа, «врагов народа», в основном, крестьян-кулаков из раскулаченных хозяйств. Каждый подневольный строитель назывался заключённый каналоармеец, сокращенно «з/к», от чего произошло жаргонное слово «зек». Подразделение ГУЛАГа на канале называлось «БелБалтЛаг», то есть, Беломоро-Балтийский лагерь. Строительством канала с 1931 по 1933 год руководил Н. А. Френкель. Именно ему приписывают идею использования дешёвой рабочей силы заключённых для работы на крупных народно-хозяйственных стройках. В целом, за всё время строительства каналоармейцы выполнили земляные работы объёмом 21 млн кубометров, пробили 37 км путей через гранитные скалы, перенесли Мурманскую железную дорогу, которая мешала проведению земляных работ. Одновременно на сооружении ББК работали до 100 тысяч человек. Смертность среди каналоармейцев была очень высока и иногда достигала 700 человек в сутки.
        Весной 1933 года  по новому Беломорско-Балтийскому каналу пошли первые пароходы. Первая судоходная навигация на канале официально открылась 30 августа 1933 года. Постановление Совета Народных Комиссаров СССР от 2 августа 1933 г. гласило: "...Сооружение Беломорско-Балтийского водного пути, предпринятое по инициативе т. Сталина и открывающее широкие перспективы для дальнейшего экономического и культурного подъема Советской Карелии и всего Севера СССР, считать законченным.".
        Общая длина пути 227 км, из них 37 км составляют искусственные пути. Канал берет начало у поселка Повенец на Онежском озере и поднимается семью ступенями до водораздельного бьефа (шлюзы 1-7 южного склона). От 8-го шлюза начинается северный склон канала, включающий 12 ступеней (шлюзы 8-19) с крупными озеровидными бьефами (Маткозеро, Выгозеро и др.). У г. Беломорска канал выходит в Белое море. На Беломорско-Балтийском канале имеются 19 шлюзов, 15 плотин, 49 дамб, 12 водоспусков. Он обеспечивает внутреннюю водную связь между морями Европейской части СССР, сокращая путь между Ленинградом и Архангельском на 4000 км по сравнению с обходом Скандинавского полуострова.


       Через вагон под гармошку прошла очередная вереница инвалидов. Все они пели патриотические  песни и все держали в зажатых ладонях жалкие рубли  и трехи. Надежда пополнить финансами свои  скромные бюджеты на подорванную войной жизнь не покидала их до последней станции  назначения, а значит, до Мурманска всем в поезде будет весело. Многие из самодеятельных «артистов» были изрядно выпивши: 
    -Напрасно старушка ждет сына домой…, - слезно и надрывно пел безрукий инвалид в тельняшке с медалями.
    -Бродяга Байкал переехал, навстречу родимая мать…, - вторил ему уже другой  вагонный «артист», явно уголовного происхождения.
    -Шумел камыш, деревья гнулись, а ночка темная была…, - горлопанил очередной любитель народного фольклора.
    -Вот вам ребята от всех нас трояк и от винта… с Богом, - спешно передавая мелочь и отбиваясь от надоедавших «артистов» как от назойливых мух,   наделял хористов деньгами  летчик.
     Поезд по стыкам стратегической железнодорожной магистрали ритмично отбивал чечетку. К утру 9 июля 1947 г. он  показался на окраине  столицы Советской Карелии – Петрозаводска. Получив  за недолгую дорогу достойный всеобуч от капитан-лейтенанта, Николай  начал готовиться к выходу, а достойные пассажиры попутчики-офицеры с ним прощаться:
     -Удачи тебе в службе, - искренне жал руку отцу танкист.
     -Как придешь в полк,   сразу же  пиши рапорт на пропуск для жены, а то засосет тебя служба, глядь, а жена уже и передумает, к другому пойдет, получишь «от винта» - по доброму советовал неженатый летчик.
     -Чует мое сердце, Николай, мы с тобой ещё в Заполярье  морем вместе дышать будем, там пехоты  по всему побережью натыкано, было бы у нас здоровье - прощался моряк.


      (Организацией военного управления в Заполярье  в послевоенные годы занимались различные военные округа: Архангельский, Беломорский, Северный. После ряда реформаторских Хрущевских решений по упразднению отдельных военных округов или их объединению, к 1960 году вся власть перейдет Ленинградскому военному округу, в лице маршала Крылова Н.И. Мы же с вами знаем эту личность как Главнокомандующего РВСН в период 1963-1972 гг.)


     По приезду в Петрозаводск, Николай сразу же отправился искать штаб Беломорского военного округа. Именно в этом округе скоро будет закаляться его характер, здесь он скоро  узнает все прелести заполярной службы и многое другое. Пройдя по кем-то развороченным  тротуарам почти весь город и не найдя ни одного кирпичного строения он озадачился:
      -Ну и где же тут у них этот самый штаб округа? А говорили столица Петра! Глухомань это несусветная, да и только!
      После того как ему, наконец, кто-то подсказал  возможное место  нахождения штаба, от сердца отлегло:
     -Сейчас можно  и местную «беломорину» закурить, а то «Памир» за длинную дорогу все горло исцарапал.
 

      Инструктаж в отделе кадров  штаба Беломорского военного округа прошел быстро и что главное, без заморочек:
     -У нас в Беломорском всё серьёзно, хоть и говорят, лучше служить на севере Черного моря, чем на юге Белого. Как и везде - командиры шуток не любят,  инициатива – наказуема, а вот дисциплина везде в почёте! За что тебя друг к нам сослали?
      -Не знаю, разговоров со мной вообще на эту тему никто не вел.
    -Понятно. И куда же тебя сунуть? Есть вакансии в Кандалакшской и в  Мурманской стрелковой.  А давай-ка тебя бортанем еще дальше, в Печенгскую дивизию, хоть мир посмотришь. Запоминай своих отцов-командиров: командующий войсками округа генерал-полковник Шумилов, командир 31-го стрелкового корпуса генерал-майор Лукьянов (с 1957 года при переходе на штаты мотострелковых дивизий и упразднения стрелковых корпусов управлением объединения займется 6 армия со штабом в г. Мурманск), а 45-й стрелковой Печенгской дивизией сейчас командует генерал-майор  Бурмасов. Все личности известные, все Герои Советского Союза. Записал? Сам то воевал?
      -Так точно, чистыми три года.
    -Значит у тебя тогда был год за три, а сейчас будет год за полтора. Война у нас в Заполярье продолжается, вот тебе  очередное предписание: 31-й стрелковый корпус,  Мурманская область, 45-я стрелковая дивизия, г.п. Печенга,   свой же полк узнаешь на месте. Вопросы есть?
     -А как мне туда добраться?
     -Как, как? Вот тебе проездные и вперед! До Мурманска поездом, а дальше: хочешь на оленях, хочешь на собаках, а хочешь, можно и морем на пароходе дойти. Иногда зимой и так бывает,  вновь прибывший  из Мурманской военной комендатуры дозванивается до своей части,  и ему присылают подводу, но это  в исключительных случаях и только для старших офицеров и с семьями. Ты  же «младшой»,  я вижу, всё ещё так и не понял куда попал!

***

      Отец ехал служить в далекие и суровые края. Что его там ожидает? Выживает ли в таких климатических условиях человек? Что будет с его только что созданной молодой семьей?
      Давайте  мы с вами пока не будем загадывать в будущее, а проедим с отцом поездом до Мурманска, а затем доберемся и до Печенги, не будем забывать: у нас на дворе 1947 год. Всего два года как нет войны.
 

      Если взять линейку и разложить на столе карту, то линия железной дороги с Ленинграда до Мурманска покажется нам не прямой, а изогнутой: выпуклая сторона к России-матушке повернута, а вогнутая к Финляндии, посередине же Петрозаводск. В то время как в июне 1941 наши приграничные с Германией фронта бегло отступали с Запада до самой Москвы и Ленинграда сдавая на юге Киев, Крым, Харьков, Ростов,  красноармейцы пяти армий Карельского фронта (с севера на юг 14-я, 19-я, 26-я, 32-я, 7-я)  удерживали эту изогнутую железную дорогу жизни от врага. Они    стояли  на смерть не допуская фашистов к жизненосной железнодорожной артерии, снабжающей всем необходимым уже истерзанную в первые же месяцы войны страну.
 

      Вчерашние друзья, а теперешние наши враги (Великобритания, США) по этой артерии помогали нам  тогда всем, чем могли. Военная техника, тушенка и медикаменты, обувь и одежда поставлялись  союзниками по Ленд-лизу. Морские караваны, приходящие с далекого туманного Альбиона, ночами распаковывали свои стратегические грузы в Мурманских, Северодвинских и Архангельских портах, а затем снова уходили в океанскую пучину за новой поклажей. Писатель Валентин Пикуль после войны ярко описал судьбу этих караванов. Судьба одного из них, конвоя PQ-17, была даже экранизирована в художественном и документальном кино, поэтому повторяться здесь мы не будем.
      Сталин   помощи буржуев конечно  был рад. Его об этой помощи   слезно просили   выпестованные Октябрьской  революцией   краснозвездные   маршалы и генералы, не расстрелянные им перед войной:
      -Товарищ Верховный главнокомандующий, мы почти всю свою тяжелую технику в июне 1941 на границах вынуждены были оставить, склады с гимнастерками и сапогами тоже все сгорели, не вывезенная вовремя нашим тылом из под бомбежек  перловка с гречкой уже воронами, да галками расклевана, а о тушенке и говорить не стоит…
      Уже 24 июня 1941 года администрация президента США Ф. Рузвельта официально заявила о готовности оказать СССР поддержку. В конце июля в Москву прибыла правительственная делегация США для изучения потребностей СССР в вооружении, сырье и материалах. В ноябре президент США подписал распоряжение о распространении закона о ленд-лизе на СССР. По этому закону, принятому 11 марта 1941 года, сенат и палата представителей предоставляли полномочия президенту оказывать помощь, давать кредиты той стране, действия которой отвечают интересам обороны Соединённых Штатов.
      Как только осенью 1941 года в нашу страну прибыла первая иностранная военная техника Совнарком организовал  испытания на её пригодность для службы в войсках. На основе полученных результатов были сформированы пакеты заказов. Упор делался в первую очередь на автотранспорт и продовольствие. Первое время объемы поставок были незначительными. С октября 1941 по июнь 1942 года из запрошенных 85 000 грузовых автомобилей в СССР прибыло только 16 502 единицы, такая же ситуация наблюдалась и с остальными необходимыми товарами.
       Пути военных поставок.
     Пути из США и Великобритании шли в нашу страну по нескольким направлениям. Первоначально грузы поступали морским путем в северные порты Мурманск, Архангельск, Северодвинск, находящиеся ближе к боевым действиям. Затем грузы из США начали приходить в порты Дальнего Востока – Владивосток, Магадан, Находку. Позже начал действовать южный путь, проходящий через Иран и Ирак, далее через Армению, Азербайджан и Туркмению. Причина организации этого маршрута была в относительной его безопасности по сравнению с северным путем. Дело в том, что по северному маршруту суда с грузами из США и Великобритании прибывали в порт Рейкьявик (Исландия), где они формировались в караваны и под конвоем военных кораблей следовали в советские порты. Но немецкие подводные лодки и самолеты, базировавшиеся в Норвегии, охотились за караванами и регулярно топили корабли. Только в период с 1941 по 1942 год фашисты потопили 64 судна. Всего из 17 500 000 тонн стратегических материалов и грузов, отправленных из портов США и Великобритании в Советский Союз за годы войны, было потеряно 1 300 000 тонн.
      С открытием южного маршрута автомобильная техника прибывала в иранские и иракские порты на судах в виде машинокомплектов. На берегу англичанами и американцами было создано несколько автосборочных заводов. В порту Бушир собирали Willys, Dodge, Studebaker и GMC, в порту Рафадае англичане собирали A.E.C., Bedford, Albion, Austin и Scaммel. В середине 1943 года заработали еще два завода в Шуайбе (Ирак) и Андимешк (Иран). На всех предприятиях работали местные жители, руководство было из американцев и англичан, а принимали продукцию русские военные специалисты. Первая колонна собранных грузовиков отправилась на фронт 23 февраля 1942 года. После сборки военные автомобили перегоняли своим ходом через 2000 км горных и равнинных дорог в очень сложных условиях. Это в первую очередь касалось тех, кто занимался организацией этих перегонов: водителей, техперсонала и охраны. В первом полугодии 1942 года удалось построить разветвленную сеть дорог, пунктов питания, отдыха и заправки, а также наладить охрану, так как на дорогах свирепствовали банды. Все машины были груженные до предела – везли запчасти, оружие, продукты и другие товары, поставляемые союзниками.
           В 1942 году Красная Армия получала каждый месяц по 2000 грузовиков, собранных в странах Персидского залива, а с середины 1943-го – уже 5000 машин. Всего на этих заводах было собрано 2/3 всех ленд-лизовских автомобилей. В начале 1945 года сборка на южных заводах полностью прекратилась. В этот период морские караваны уже шли только в северные порты Союза, и сборку автомобилей развернули на заводах Европейской части СССР. За годы войны союзники поставили в СССР автомобили 50 различных моделей, выпускавшихся 26 компаниями.
      Эти грузовые автомобили в целом по конструкции были совершенны для того времени. Они имели хорошую грузоподъемность, их моторы были достаточно мощны, полный привод обеспечивал нужную проходимость по бездорожью, а неплохие тягово-сцепные качества позволяли использовать их в качестве артиллеристских тягачей. Вместе с тем во фронтовых условиях эксплуатации пробег машин до капитального ремонта не превышал 30...40% от указанного в документации. Дело в том, что моторы имели большую по тому времени степень сжатия и поэтому были чувствительны к качеству топлива. К сожалению, в Красной Армии не могли обеспечить их первосортным бензином, и в результате зарубежные машины работали с большой детонацией, что приводило к преждевременному износу двигателей. В 1942 году стали добавлять этиловую жидкость для увеличения октанового числа низкосортного бензина. От массовой детонации удалось избавиться, но топливо плохого качества постоянно разжижало смазку двигателей, что уменьшало их срок службы. Кроме этого у американских автомобилей была очень мощная для наших климатических условий система охлаждения.
            В этом отношении позитивными были только «Студебекеры», их силовые агрегаты имели степень сжатия 5,6 против 6,1...6,75 у других машин. Автомобиль Studebaker US-6 выпускали с конца 1941 года и поставляли в СССР в модификациях с колесными формулами 6х4 и 6х6, с длинной базой 4120 мм или короткой – 3760 мм. С 1943 года производить и поставлять эти машины начала фирма REO с упрощенными кабинами (вернее, без них) – брезентовый верх и боковины с откидным ветровым стеклом. На грузовик устанавливался карбюраторный двигатель «Геркулес»-JXD рабочим объемом 5240 см3 и мощностью 95 л.с., с ним агрегатировали ручную 5-ступенчатую коробку передач. Тормозная система была с гидроприводом и вакуумным усилителем. Максимальная скорость – 70 км/ч. Снаряженная масса автомобиля – 4505 кг. Грузоподъемность – 2500 кг. Габаритные размеры: длина – 6365 мм, ширина – 2230 мм, высота – 2700 мм. Дорожный просвет – 250 мм. Запас хода – 390 км. В Красной Армии применялись в основном бортовые модификации, но были также самосвалы, автоцистерны и седельные тягачи. Studebaker US-6 стал самым массовым для Красной Армии ленд-лизовским грузовиком. Их она получила около 152 000 штук, далее шли командирские джипы Willys и Ford GRW – около 50 000 штук.
            Какова же была судьба английской, американской и канадской автомобильной техники после окончания войны?
      В соответствии с договором о ленд-лизе автомобили, утраченные в ходе боевых действий, списывались и не оплачивались, оставшиеся машины должны были вернуть или выкупить. Большая их часть после капитального ремонта в 1946–1947 годах была возвращена союзникам.
     Историки СССР много говорили о решающей роли Красной Армии и советской промышленности в победе над фашизмом и только незначительной помощи союзников. Конечно, гибли на полях сражений наши люди. Но Минавтопром СССР за годы войны выпустил всего 240 000 машин, а общее число полученных английских, американских и канадских автомобилей за этот период составило 477 785 единиц, не считая огромного количества запчастей, которых хватило бы на сборку еще нескольких тысяч машин.

  Минометная система БМ-13 на Studebaker US-6

***

       Мелькают за окном вагона   станции и полустанки, северная природа благоухает от июльского быстроуходящего летнего тепла. Расслабляются пассажиры, через какой-то месяц   для них снова начнется зима: пурга, метель, мороз, зимняя долгая ночь. А пока белые ночи, наслаждайтесь северной природой, всем миром наслаждайтесь, есть у нас пока для вас такая возможность.
  
       Важным стратегическим объектом считается любая  дорога. Пусть она будет проложена по настеленным через болота бревнам или по накатанному тяжелой техникой снегу, по воздушным коридорам или по морским гладям. Если для Ленинграда в блокаду ледяная дорога по Ладоге считалась дорогой жизни, для партизан сброс с борта самолета продуктов и боеприпасов условием их существования, то для снабжения всей советской армии в период ее неудач в оборонительных боях с немцами железнодорожная магистраль Мурманск-Центр считалась судьбоносной.
     Вот по ней-то 12 июля 1947 г. поздно вечером Николай и прибыл в Мурманск - столицу Заполярья. Дальше к северу поезда пока не ходили, железная дорога заканчивалась именно в Мурманске.
      Местная погода  показалась отцу совсем не по летнему холодной и сырой:
      - Море рядом, белокрылые чайки снуют над городскими улицами, как у нас  в средней полосе вороны, где же тут воздуху прогрется? 
      Пройдя по единственно хорошо освещенному проспекту Сталина, Николай  вернулся на вокзал. Да это не Ленинград, и магазинов не видать, а вот мата и перемата в Мурманске сколько угодно. Можно и пику в бок получить от блатной шушары. Подальше надо от нее держаться. Через военного коменданта он узнал, что пароход будет только через три дня.
      -Ну и что, придется ждать и от вокзала далеко не уходить, не поеду же я на оленях. Вот и билет уже в кармане.
    
      Только через трое суток к вечеру Николай впервые в жизни сел на настоящий корабль.  А ведь не зря корабелы трудятся, вон какие исполины-красавцы  на пирсе стоят!
     Пароход  "Державин", полученный из Германии по репарации и совсем недавно введенный в строй пассажирского северного флота, взял курс  на север Кольского залива,  затем он повернет на северо-запад и пойдет  вдоль берегов Баренцова моря, огибая полуостров Рыбачий и Средний.

      Об истории парохода «Державин»:
      В 1923 году пароходное общество «Stettin-Rigaer Dampfschiff-Gesellschaft» заказало Штеттинскому машиностроительному предприятию постройку на верфи ««Vulkan» парохода для пассажирского сообщения между портами Балтийского моря. Для плавания судна в суровых зимних условиях проектом было предусмотрено усиление корпуса и устройство «ледокольного носа» - мощного кованого форштевня. Машина должна была обеспечивать необходимую мощность для преодоления пароходом ледовых полей.
      12 сентября 1924 года судно (строительный № 675) благополучно было спущено со стапеля на воду. Пассажирский пароход, получивший название «Nordland», водоизмещением 3043 т, длиной 79,00 м и шириной 11,25 м и осадкой 4,28 м мог принимать на борт 120 пассажиров в каютах улучшенного класса. Экипаж состоял из 36 человек. Паровая машина тройного расширения мощностью 1400 л.с. обеспечивала судну скорость хода в 13 узлов.
      Новый пароход был принят пароходной компанией «R.C.Gribel» в Штеттине и уже в декабре 1924 года «Nordland» открыл зимнее пассажирское сообщение с Гельсингфорсом. В дальнейшем судно до 1937 года обеспечивало перевозку пассажиров между Штеттином, Данцигом, Пиллау, Либавой, Ригой и Хельсинки.

        Во время второй мировой войны пароход был мобилизован и переоборудован в плавбазу ВМС Германии. За время военных действий «Nordland» не пострадал и после капитуляции фашистского рейха 10 марта 1946 года был передан Советскому Союзу.
      Переименованный в «Державин», пароход ушел в Мурманск, где открыл летнюю навигацию на пассажирском каботажном маршруте Мурманск-Печенга с заходом в Полярное, порт Владимир, Озерко, Лиинахамари. Однако для постоянной эксплуатации за полярным кругом на судне необходимо было провести работы по адаптации парохода к условиям Севера. Для их проведения «Державин» перешел на Балтику, где на верфи в Висмаре с 17 мая по 17 декабря 1947 года на нем провели соответствующие работы, обеспечивающие службу судна в Северном Ледовитом океане. После ремонта пароход мог принимать на борт 215 классных пассажиров.

      Вернувшись в порт приписки Мурманск, «Державин» долгие годы эксплуатировался на пассажирских каботажных линиях. За досрочное выполнение плана четвертой пятилетки экипаж судна был отмечен денежными премиями.
       По линиям  прибрежных портов Кольского полуострова  пароход управления Арктического и ледокольного флота Северного морского пароходства «Державин», ходил до мая 1965 года, хотя и был плохо приспособлен для перевозок пассажиров. В летний период его сменял теплоход «Татария», также не удовлетворявший всем требованиям по своим технико-эксплуатационным характеристикам. Вопрос замены старых судов на новые все время откладывался. Иногда их заменяли: пароход «Вологда» (постройки 1930 года, в народе – «Жертва интервенции») и теплоход «Сестрорецк» (постройки 1912 года). Только с 1966 года на линии  начали  курсировать теплоходы «Буковина» (постройки 1962 года) и «Вацлав Воровский» (германской постройки 1959 года). Жёны моряков, танкистов, артиллеристов, пехотинцев и летчиков местных военных гарнизонов на предвыборных собраниях неоднократно поднимали вопрос о выделении на этот маршрут еще двух теплоходов типа «Вацлав Воровский». Не получилось. «Воровский» же прослужил на этих линиях до 1989 года. Правда в 1974-1977 годах к нему добавились 3 однотипных теплохода – «Алла Тарасова», «Мария Ермолова» и «Клавдия Еланская». В настоящее время, говорят, остался один – «Клавдия Еланская», остальные в 90-х гг. были проданы за границу. Прослужившее более сорока лет, судно «Державин» было выведено из эксплуатации и продано на слом датской фирме «Poul Christensen» из Накскова. Следуя на буксире к месту разборки, оно попало в сильный шторм и затонуло вблизи Норвежского побережья.

      День стоял пасмурный, но видимость была совсем неплохая. Стоя на палубе и рассматривая очертания уплывающих берегов  Николай вслушивался и в их названия:
      -Слева по борту пос. Мишуково, а это Белокаменка, - поясняли попутчики, уже не впервые ходя по этим маршрутам. - А справа смотрите Росляково, затем будет Сафоново. А это  слева Ретинское, а справа Североморск! Красивое название. А вот и остров Сальный, наверное хохлы там свиней выращивают и у лапарцев на оленину разменивают! Смотри слева, видишь вдалеке? Это Горячие Ключи, а дальше Екатерининская гавань. А вон справа маяк, называется он Тювагубский.  Слева чуть виднеется Сайда-губа (будущий поселок атомоходов Гаджиево – прим. автора).
      В пути морскую посудину  зеленые волны раскачивают вдоль и поперек, новоиспеченным пассажирам становится не до экскурсий. Пока организм отца испытания  на прочность  выдерживает. Вдруг справа вдалеке снова показался берег.
      -Видите землю? Это остров Кильдин, когда он за нами останется, мы из залива и выйдем в Баренцево море!    
     В салоне 3-го класса было грязно и переполнено, особенно много было моряков, хотя и сухопутчиков оказалось не меньше.  По сформировавшимся в процессе поездки пассажирским группам  угадывались и их общие интересы. Многие играли в карты, домино, находились и читающие книги и журналы, кто-то чего-то друг другу рассказывал, спорил, а были и те, кто просто матерился.
     -Наверное бывшие зэки,- подумал отец.
     Батька стал прислушиваться к разговорам моряков, в надежде узнать больше о местах своей предстоящей службы, при этом он частенько посматривал в окно элюминатора, может какую акулу или кита  увидит? Вот они красоты севера! Море, чайки, волны,  скалы… Надо идти ближе к носу, там обзор лучше!

    ...Бегут от корабля на заполярные берега свинцовые волны-валы, как осеннюю листву с дерева они сбрасывают со своих хребтов белые барашки   северных вод студеного Баренцова моря. Многое  видели  просторы этого сурового моря, они могли бы наверное  и нам   и моему отцу поведать о прошлом. Ну, например,  о русских парусниках, которые задолго до голландского мореплавателя Виллиама Баренца, бороздили  по этим морям, наверняка  заходя и в Печенгу.
     Настоявшись на палубе и выкурив не одну папиросу отец, спустившись в каюту,  прилег на раскладную койку. Качка с непривычки стала донимать и его.
     -Так что же это за Печенга и зачем меня сюда заслали? Как же мне потом отсюда выбраться?

     С древних времен Печенга связывалась с Большой землёй  только морем. Морским путем ходили на торгово-промысловый центр Мурман—Кола, а затем и на Архангельский порт. Прокладывали русские мореходы и сокращенный путь на Печенгу. Они, как сейчас мы на «Державине», не огибали полуостров Рыбачий, выступающий в море более чем на три десятка километров, а перетаскивали свои лодки-ладьи волоком через его полуторокилометровый перешеек, попадая при этом из Мотовского залива в Большую Волоковую губу. Волок организовывали  еще и в Малую Волоковую губу — через семикилометровый перешеек полуострова Средний. О таком тяжелом способе передвижения  свидетельствуют своими названиями и здешние морские бухты. К этим древним волокам в царской России присматривались давно. Ещё в дореволюционное время, когда единственным путем на Печенгу был морской, возникло даже предложение о сооружении канала через перешеек полуострова Рыбачьего. Но это все история…

      Уже полпути пройдено. На пути не доходя до Аникиева острова, пароход взял курс к северо-западным берегам Рыбачьего. 
     -Вот видите Аникиев остров, - услышал Николай знакомый голос, -по преданию, он когда-то был местом стоянки скандинавского пирата Аники. Кстати, от этого монстра избавил русских поморов  монах Печенгского монастыря Амвросий.  Среди множества надписей прошлых столетий на скалах этого острова, которые и сейчас там сохранились, поверьте, сам видел, имеется и такая: «Здесь Лета 1758 горевал Гришка Дудин». А некий Гундерсен зафиксировал: «У меня отняли судно», - рассказывал местные легенды своим попутчикам  по каюте местный абориген, бывший морской офицер, а ныне инженер горнодобывающей промышленности. - Первые отечественные пароходы начали появляться у берегов Мурмана еще с 1870 года, а уже в начале XX столетия они стали регулярно ходить  на Печенгу. Вот такая брат история! Кстати, в войну мы Рыбачий так врагу и не отдали. 


        «Экскурсоводом» на борту судна оказался моряк, вчерашний попутчик моего батьки по вагонному купе до Петрозаводска.
       -Ну вот, я же тебе Николай говорил, в Линнахамари встретимся. Пока обогнем Рыбачий, он более чем на 50 километров тянется. Острова, мысы, скалы, рифы… вот такая у нас моряков романтика. Вон  слева видишь Зубовские островки – Большой и Малый! А это мыс Майнаволок, там вдоль берега местная пехота резвится, трассирующими пулями хулиганит, могут и нас с дуру задеть. А там вдалеке мыс-Кекурский. За Вайда-губой  будет мыс Немецкий – самая северная точка Заполярья.
Оставив этот мыс позади,  пароход  направился почти на юг. Через полчаса «Державин» миновал и другие островки — Малый Кий и Большой Кий, начав удаляться от  Рыбачего.
Выйдя очередной раз на палубу подышать морским воздухом, Николай увидел, что в дымке морского горизонта почти полностью скрылся  полуостров.
      -«Растаял в далеком тумане Рыбачий», - запел кто-то рядом на палубе из курильщиков.
      Никончук где-то раньше тоже слышал эту песню.
     -Так ведь это же  песня «Прощайте, скалистые горы», услышанные мною от приезжих фронтовых артистов еще в 4-й ударной Армии под Велижем, - и батька начал потихоньку  подпевать попутчикам:

Прощайте, скалистые горы,
На подвиг Отчизна зовет!
Мы вышли в открытое море
В суровый и дальний поход.
А волны и стонут, и плачут, и плещут на борт корабля…
Растаял в далеком тумане Рыбачий, родимая наша земля.

Корабль наш упрямо качает
Крутая морская волна,
Поднимет и снова бросает
В кипящую бездну она.
Обратно вернусь я не скоро, но хватит для битвы огня!
Я знаю, друзья, что не жить мне без моря, как море мертво без меня.

Нелегкой походкой матросской
Иду я навстречу врагам, а после с победой геройской
К скалистым вернусь берегам.
Хоть волны и стонут, и плачут, и плещут на борт корабля,
Но радостно встретит героев Рыбачий,
Родимая наша земля.
                                  (Слова  Николая Букина, музыка Евгения Жарковского.
                                   Оба служили и воевали в рядах североморцев)

      Дальше морской путь «Державина» проходил около мыса Земляного — северной оконечности полуострова Среднего. Нескольке западнее, километрах в пятнадцати от входа в залив (Печенгскую губу), над морем навис остров Малый Айнов. Невдалеке от него расположился и Большой Айнов остров.
      -А ведь длина каждого из этих островов километра два-три будет, - прикинул Николай, вспомнив свои военные познания полученные в разведке.
      Спустившись в очередной раз в каюту мой будущий батька опять подсел к внимательно слушающим пассажирам:
     -В 1823 году Ф. П. Литке, будущий адмирал и президент Петербургской Академии наук, описывая побережье западного Мурмана, отметил, что Айновы острова «славятся морошкой, которая крупностью и вкусом превосходит собираемую во всех других местах». Немалое количество этой ягоды поставлялось и к императорскому двору. Говорят, она от всех болезней излечивает. Большинство местных жителей тогда не имели иного промысла, кроме айновской морошки.... За сезон ими собиралось по 1000—1500 пудов. А ещё они собирали гагачий пух. На островах находилось более тысячи пронумерованных Печенгским монастырем гнезд гаги, - не унимался инженер местного горнообогатительного комбината. – А вот посмотрите направо в элюминатор, видите? Это уже норвежский полуостров Варангер. Между ним и нами пролегает государственная граница. Но нам чужое не надо и своего мы не отдадим. Впереди у нас  порт Лиинахамари. Кстати сойдете на землю, запасайтесь в местном портовом магазине обычными свечами, в глубинке с этим будет дефицит! Да я говорю вам не о геморройных, а о парафиновых.

      Начиная от перешейка полуострова Среднего до Печенгской губы и далее вплоть до устья пограничной реки Варьемы, примерно на сорок километров протянулось обрывистой каменной грядой печенгское морское побережье. Скалистые берега возвышаются над водой на 10—15 метров. И чем дальше от моря, тем больше и больше  возрастают высотные отметки. На горизонте, в пяти километрах от берега, вырисовываются вершины высотой уже более 400 метров. Самая заметная среди них, гора Па-сари (503,3 метра), которая находится к западу от входа в Печенгскую губу.
      Далеко вдаются в побережье губы и заливы с причудливо изрезанными скалистыми берегами. Они дают представление о типичных  Скандинавских фьордах и отличаются от них, пожалуй, только тем, что сохранили свои старинные русские названия.
     В шести километрах от входа, у мыса Лодейного, в западный берег Печенгской губы коленом вдается Девкина заводь. Это удобная для навигации не замерзающая круглый год гавань. Здесь финны в 1930 году и построили свой порт Лиинахамари. Гольфстрим обогрел его своими теплыми потоками. Здесь воды на сотни километров к северу даже в зимнее время не знают льдов. Как и Петсамо, Лиинахамари – древний русский порт. Здесь начинали службу многие будущие знаменитости. Молодым офицером приходил сюда на парусном судне  флотоводец Ф. Ф. Ушаков. В 1899 году в Печенгском заливе побывал под флагом С. О. Макарова знаменитый ледокол «Ермак».

     В морской порт Линнахамари отец прибыл уже через сутки хода. Знаменитый американский Studebaker US-6, собрав в свой открытый кузов вышедших на берег пассажиров,  натужно завыл мотором в Печенгу.  Где-то здесь, у незамерзающих полярных вод, скоро придется нести нелегкую военную службу младшему лейтенанту Никончуку.

       В трех километрах к югу от порта по дороге к Печенге показалось озеро Трифона, или Трифоноярви, как его называли финны. Трифон еще в первой половине XVI столетия пришел сюда из-под Новгорода и основал здесь свой монастырь. Озеро соединяется Трифоновым ручьем с Печенгской губой. Здесь, на берегу морского залива, в старину была русская пристань и в селении Трифонов Ручей жили рыбаки. Были на побережье губы и другие  селения — Гагарка, Княжуха, а возле устья Печенги — Баркино и Монастырка.
      В период 1920—1944 годов, когда район Печенги входил в состав Финляндии, поселение около устья реки Печенги называлось городом Петсамо. За Печенгской губой, к западу, береговая линия очерчивает бухты Восточную и Долгую Щель.
      На расстоянии чуть больше километра к юго-западу от Долгой Щели расположено озеро Софья. Еше в прошлые столетия русским было известно, что около этого озера, да и в других местах побережья, среди обнаженных гранитов выходят на поверхность маломощные жилы свинцово-цинковых руд и что в них содержится серебро. К западу от бухты Долгая Щель в сушу на два километра вдается губа Базарная. Считают, что это название дошло до нас с тех времен, когда русские вели на Печенгской земле широкую торговлю с иностранцами. Еще в XVI столетии на Печенгу приходили торговые суда не только из соседней Норвегии, но также из Англии и балтийских стран.

      Сборно-фанерными домами вперемежку с землянками посёлок  Печенга (Петсамо) раскинулся вдоль дороги на 4-5 км. Николаю он показался каким-то замысловатым лабиринтом на выживание. Как ему ещё недавно сказали в пути, в этой местности зимой рассветает в 12-13 часов, а вечереет в 14-15 часов,  остальное время - ночь, обыкновенная, сырая и влажная. В декабре, и в начале января  дневного света нет вообще, сплошная темнота. Вот оказывается, для чего здесь нужны свечи!
      Ну а пока лето. Весь поселок  окружен каменистыми сопками с порослями каких-то маленьких непонятных кустарников и серебристых мхов. Рыжеголовые подосиновики красовались везде, даже вдоль дорог, радуя  своим обилием. Но почему их никто здесь не собирает? А вот и заполярная черника невероятной крупности, о которой ему когда-то рассказывал в поезде Блух. И ее тоже никто не берет. Брусничные стадионы-поляны дразнят своим гостеприимством, зазывают всех заблудившихся: и людей и зверей. Но людям сейчас не до ягод - к зиме топливом  бы вовремя запастись,  рыбки засолить, да    оленьей свеженины впрок навялить. Местный люд летом ягодами  не столуется и олени ягоду летом не едят, ждут мороза, тогда и брусника вкуснее, и клюква  слаще…  Скажите такого не бывает? Бывает!
      Штаб 45-й стрелковой  Печенгской дивизии размещался на крутом берегу местной быстрой речки Печенга,  в неуютном, сделанном самими же солдатами удлиненном домике. Батьке показалось, что это пока временное строение, трудно было поверить, что штаб таким и останется навсегда. А ведь война-то кончилась, вон какие добротные условия  созданы у наших войск в оккупационной Германии! И мы не хуже, создадим!  
      Что же из себя представляла на то время  45-я стрелковая (войсковое соединение стрелковых частей)?
      На дворе календарь показывал 17 июля 1947 года.

( далее )

Остальные части

 
 

РВКИКУ71.РФ

Любое использование информации и объектов без письменнного предварительного согласия правообладателя не допускается
и преследуется по Закону, согласно статье 300 ГК РФ.