Бирюзовец 66-71
Сайт выпускников 1-го факультета Рижского Высшего Командно-Инженерного
Краснознаменного училища имени Маршала Советского Союза Бирюзова С.С.
Схема г. Рига п. Лиласте

Посвящается нашим родителям, учителям и первым командирам, тем, кто прошел Великую Отечественную войну, не просто прошел, а победил, при этом остался жив и дал жизнь нам.

 

Никончук Н.Н. Женева-85. Глава 2.

2013-10-10 09:45:34

( в начало )

ГЛАВА 2. РИЖСКИЙ СИНДРОМ

                                         На первый-второй рассчитайся: первый-второй!
         А каждый второй – тоже герой
        В рай попадет вслед за тобой
                                         Первый-второй, первый-второй, первый-второй
                                                                                             В.Высоцкий


      Брестский городской военкомат включил Виктора Казакова в партию кандидатов для отправки на учебу в военные училища. Многомиллионной Советской армии, занимавшей необъятные просторы страны и ближайшие "ее окрестности", хронически не хватало молодых кадров. Особенно кадров не хватало в самых современных и престижных войсках страны – Ракетных войсках стратегического назначения. Но это была тайна, слово «ракетное» тогда нигде и не кем не упоминалось.
-Выбирай, высшее – инженерное: Минск, Киев, Рига?
-В Москву хочу,- заявил Виктор.
-В Москву разнарядку не дали, но уж если так очень хочешь – похлопочем.
-Не надо. Согласен на Ригу.
      Знойным июньским летом 1966 года, молодых, коротко остриженных ребят, увозил поезд с Брестского железнодорожного вокзала. Их участь, вчерашних выпускников десятых и одиннадцатых классов (в этом году в СССР повсеместно  закончилась реформа перехода на десятигодичное среднее образование) была уже решена Министерством обороны. Хорошо поработали весной по подбору кандидатов в курсанты не только  представители военных училищ, так называемые «покупатели», но и работники Брестского областного и городского военкоматов. Все школы города были прочесаны военными дядями, с их уст звучали заманчивые идеи, вырисовывались неплохие перспективы.  План призыва и укомплектования военных учебных заведений страны должен выполняться неукоснительно!
    Пацаны, прислушиваясь к происходящему, как осмотрительные полевые мышки  заглядывали в заранее расставленные для них  «военные» мышеловки. Созерцая там приманку,  заботливо и щедро положенную им, они «клевали», как июньские карасики. Подсекай и тяни добычу, только не ленись! Улов всегда был богатым. И надо сказать, что каждый «отловленный» пытался по своему решить свою дальнейшую судьбу. Были и такие:
     -Прокачусь с ветерком по свету, посмотрю невиданные красоты, подышу атмосферой большого города,  а там, как начнутся вступительные экзамены, дам деру. Лучше быть поближе к мирной профессии. И зачем только люди воюют?
     Но  паспорта таких «отловленных»  были «заботливо» изъяты дядями из военкоматов и взамен «молоткастого и серпастого» им были вручены военные билеты. Теперь свой паспорт они могли получить только через три года, пока не отслужат срочную службу или через 25-ть лет, если поступят в военное училище. У армии свои порядки, свои законы, самая демократическая в мире Конституция на Советскую армию не распространялась! Армия  живёт по уставу!

***

      На ст. Барановичи-Полесский   бравая  команда «отловленных» кандидатов в училище сделала пересадку на проходящий ночью поезд Львов-Рига. Все места в общем вагоне оказались битком забитыми  пассажирами с корзинами и мешками. В  вагоне стоял терпкий клубничный запах, где- то рядом  похрюкивал маленький поросенок.  Честной трудовой народ  сёл и деревень Украины и  Белоруссии спешил продать в Прибалтике уже созревшую клубнику, а на вырученные  деньги купить в Рижских и Вильнюских магазинах такое, чего не водилось в то время нигде, разве что за границей. В переполненном душном вагоне, не найдя свободного места, ребята клинышком кое-как по-пристраивались  по краям полок.
     А тем временем, ночной поезд поэтапно пронизывал границы братских советских республик: Белоруссия, Литва, Латвия. Наконец к полудню, к великой радости пассажиров, появилась и величественная панорама сказочного города с петухами на шпилях соборов. Петушиное царство красовалось своим оперением в солнечных лучах голубого неба и с любопытством, с высоты птичьего полета, всматривалось в лица новых своих гостей. Рига!
В распаренный от дыхания пассажиров вагон  с Даугавы  потянул прохладный ветерок. Сонные пассажиры попротирали свои глаза и уставились в окна. Ригу спутать с чем-либо нельзя, даже если ты в ней ни разу не был. Виктор сразу же для себя отметил, что видел такую панораму  и раньше, только не наяву, а на трафарете стиральной машины, прослужившей матери верой и правдой не один  десяток лет.

 

     К этому времени, когда Виктор Казаков приехал в Ригу, в стране уже существовали две ракетные академии: «Дзержинка» в Москве и «Можайка» в Ленинграде, высшие ракетные училища в Ростове, Харькове, Перми и Серпухове. Продолжали подготовку ракетных специалистов и  средние военные училища: Камышинское, Вольское, Казанское, Хабаровское, Саратовское, Ставропольское. Около десятка гражданских ВУЗов также готовили на своих военных кафедрах будущих ракетчиков для стратегических войск. Кадровики Главного штаба Ракетных войск не успевали  укомплектовывать ракетными кадрами вновь поставленные  на боевое дежурство ракетные полки и дивизии. Кадров все равно не хватало. И шли поезда со школьниками-выпускниками в ВУЗы Казани и Днепропетровска, Куйбышева и Воронежа… Сумасшедшие конкурсы для абитуриентов устраивали  флагманы отечественной науки: Московский авиационный институт (МАИ) и Высшее техническое училище им. Баумана (МВТУ). Не отвертеться и  им – будущим студентам от военной службы в Ракетных войсках!
     Состав  медленно пересек железнодорожный мост через широкую реку Даугаву и, вкатившись на перрон столицы Латвии,  остановился. Разобрав свои не хитрые вещички, молодежь высыпала на перрон, как горох.
     Латвийская столица встретила гостей таинственным немногословием, шумной суетливостью и житейским благополучием с долей  педантизма. Как и положено, в разгаре лета стоял томный  день и все производные углеводороды с выхлопных труб многочисленного автотранспорта перемешивались с запахом парфюмерии местного женского пола. Женская половина, приправленная с утра дорогими парижскими духами и местными «Дзинтарс», искоса и, как бы, не заметно оценивала будущих своих поклонников и кавалеров. А кавалеров уже в мгновении ока подхватил армейский водоворот и направил по узким улочкам прямо к училищному спальному корпусу (СК-5), возле старого универмага в центре города, на улицу Вальню. Здесь ребят быстро перепоручили бравому курсанту-второгоднику по академической справке. Второгодник, Боря Рюмин, рьяно и с удалью подал команду:
     -За мной, шагг-ооо-ом, ма-арш! Левой, левой, левой! Да в ногу надо идти, мать вашу…
     Зашагали к трамваю № 6, поехали в спальный корпус (СК-6) на улице Кришьяна    Барона, где к радости приезжих их хорошо накормили и расположили на ночлег.
     Таких же кандидатов привезли в училище со всех краев и весей Великой и необъятной страны, разве что Кавказ, да Средняя Азия не приняли должного участия в комплектовании будущего Ракетных войск. Не дошла туда еще  романтика ракетно-ядерного щита, а может приоритеты в родах войск у них были другие?
    Шила в мешке не утаишь, и к вечеру  все тайное для всех приехавших стало явным: училище готовит военных инженеров для Ракетных войск стратегического назначения. Просочилась и подпольная кличка училища РВКИКУ (Рижское высшее командно-инженерное Краснознаменное училище им. Маршала Советского Союза Бирюзова С.С.) - Рви Ваня Когти, Иначе Колыму Увидишь!
    

     Случайно ли в Риге появилось ракетное училище, и как вообще оно там могло появиться? А появилось оно там не случайно. Давно нам известна история второй мировой войны, начавшаяся 1-го сентября 1939 года нападением фашисткой Германии на Польшу. О разделе Польши Гитлером и Сталиным «по Молотову - Риббентропу» тогда  говорить было не принято, протокол-то был секретным.
     Правительство Латвии в лице президента Ульманиса и министра иностранных дел Мунтерса  Советским Союзом заранее было «предупреждено»:
     -Что сделал Гитлер с Польшей в сентябре, знаете? В октябре он может сделать тоже самое и с вашей Латвией!
    Уже 5 октября 1939 г. в Москве закончились переговоры между СССР и Латвией. Стороны обязались оказывать друг другу всяческую «помощь», как в военных, так и в других вопросах. Латвия согласилась:
    -Пожалуйста, берите в аренду балтийские берега с Лиепаей и Вентспилсом, обустраивайте  там свои военно-морские базы. А для защиты Риги, лучше  артиллерии еще никто и ничего не придумал, там  вам, вдоль залива, базу  для дальнобойных пушек на берегу  бы и определить, да  несколько аэродромов вдоль Даугавы вам тоже не помешают. 
    -Все правильно, не волнуйтесь, у нас План размещения войск уже свой давно имеется, нечего свой нос куда не надо совать. Обещаем, что общая численность наших гарнизонов в вашей стране не выйдет за рамки нашего «соглашения» (до 25 тыс. человек).
    Лето 1940г. Как было сообщено в прессе: «…для создания эшелонированной обороны в Республику Латвия введен ограниченный контингент Красной Армии…». Республику сделали Советской Социалистической, аналогично поступили с Литвой и Эстонией. Что в этом плохого?
    После Великой Отечественной в 1946 г. в Ригу переводится из Севастополя училище береговой обороны. Хватит воевать, пора и обороной заняться, тем более на Западе страны находимся. Будем теперь под Ригой отстреливаться от врага, как Нахимов когда-то отстреливался в Севастополе от турков!
     Но поскольку береговая оборона к концу 50-х  сделала своё дело,  было принято решение берега укреплять уже не дальней артиллерией, а ракетчиками, и не какими-нибудь там, а стратегическими. Именно через 12 лет уже в 1958 году научные светила местного училища береговой обороны в лице руководства и преподавателей станут усиленно перевоплощаться в ракетчиков. Ракеты требовали грамотных специалистов, тем более что они уже пошли сплошным потоком на создаваемые по всей стране стартовые ракетные  площадки с еще не успевшим застыть бетоном. Время торопило. Появилась возможность наконец доказать Америке что мы «не лыком шиты!».
     -Товарищи преподаватели, учите ракету, учите принципы реактивного движения, учите труды Циолковского! Скоро это все вам придется самим преподавать своим будущим воспитанникам.

***

     Но вернемся к нашим абитуриентам, так сказать кандидатам на ракетную профессию. Посвятить себя «ядерным носителям» решились не все. Неизведанный грозный атом, непривычный армейский порядок, в том числе и расшифровка аббревиатуры училища с первого же дня кое-кого отпугнули,  не говоря о тех, кто ехал просто так, прокатится. Конечно, решение по выбору предстоящей профессии,  названой в отечественном кинофильме «Офицеры» просто,-«Родину защищать», каждый принимал не сразу. По ночам, в перерывах при сдаче вступительных экзаменов, абитуриенты, отрешившись от всей  мирской суеты, прокатывали свои варианты на будущее. Время для выбора предстоящей судьбы катастрофически улетало, да и посоветоваться было попросту не с кем. Решать надо было оперативно и каждому за себя, поскольку связаться узелком с Армией предстояло не на месяц, не на год, а на всю сознательную жизнь.
     Что могли знать они, будущие курсанты, о своей предстоящей военной жизни и службе? О ракетных войсках стратегического назначения, надо понимать, разговоров в их кругу не было в то время и в помине. Была романтика, был мандраж от надвигавшейся лавины личной ответственности за выбор своей будущей профессии:
     -Сдать бы вступительные экзамены, а там…зеленый свет до генерала, плох тот солдат, кто не мечтает об этом, - рассуждали молодые и необстрелянные будущие «армейские светила».

     Итак, молодежь РВКИКУ стала перед Гамлетовским выбором: быть или не быть. Слухи о «перспективах» военной службы в ракетных войсках не давали им покоя ни днем, ни ночью:
     -Не хочу всю жизнь концентратами питаться и зарабатывать на этом язву желудка, - говорили одни.
     -У ракетчиков потомство если и бывает, то неполноценное, да и с расческой ходить лучше, чем без нее, - шептали вторые.
     -Всю жизнь ходить строевым шагом, да жить по распорядку? Ну его к чертовой матери этот концлагерь, - матерились третьи.
    С этими словами молодежь давала стрекача, но все же основная ее часть выбирала уже подвернувшуюся под них  синицу, а не журавля в небе:
     -Нет худа без добра. Будь, что будет.
    Но решить остаться, это еще не значит поступить. В те годы еще существовала романтика военной службы, хотя в ракетные училища конкурсы были  сравнительно  не  большие. В Рижское училище – пять человек на место. А для прослуживших срочную службу в войсках не менее года и сдавших  экзамены хотя бы на «удовлетворительно», конкурса вообще  не было.
    На второй день абитуриентам довели расписание сдачи вступительных экзаменов: математика (письменно и устно); физика и сочинение. Аккуратные программки местной училищной типографии доходчиво разъясняли необходимый объем знаний по каждому предмету.  
    Для Казакова все это было уже знакомо, недаром он на армейском отцовском одеяле штудировал математические формулы. Виктор решил: пока сдаю экзамены, а там видно будет. В успешной  сдачи сомнений не было, а посему, найдя единомышленников по духу и интеллекту, во второй же вечер им был спланирован «побег» для ознакомления с городом, в который влюбиться было просто невозможно.
«Ночью, в тихих улочках Риги,
слышен отзвук прошлых  столетий…».
    А может он просто заболел какой-то непонятной для себя болезнью – «рижский синдром»?
    За какую-то неделю Виктор себя уже чувствовал своим среди чужих. Это вовсе не синдром! Ах Рига, это ещё и морская столица! А где же оно – море?
 
     В одно из воскресений, компания  "рискнула" наконец-то осмотреть и  местные окрестности, начав естественно с Рижского взморья. Виктор моря раньше никогда не видел и даже не представлял, что это такое. Речки, ручьи, озера вполне его устраивали. Но море – это уже стихия! Это тот же океан.
     Вот оно  море! Раскинутое до горизонта, играющее своими блесками в солнечных лучах и манящее своим совершенством. Белые буруны-волны, плавно накатываются на гладкий песчаный берег. Балтика! Янтарная Балтика! Ура!
     Заскочив в воду, Витька ошалел. Захотелось петь и смеяться. Бодрящая морская вода заставила забыть про все, не говоря уже о вступительных экзаменах. Грудная клетка кричит, глаза слезятся от радости - какое блаженство! А ноги то видно у самого дна и никакой речной мути!
     Бах!- волна сбивает с ног и попадает в рот вода.
     -Тьфу ты – гадость-то какая, соленая!
     Не думал Виктор и не знал, что не все волны одинаковые. Бывает  иногда и "девятый вал". Виктору вдруг захотелось ощутить весь этот "кайф" со своими школьными друзьями, с родителями.
     -Где они сейчас? Не видать им таких красот, как мне, разлучила нас судьба, наверное, надолго, а жаль.
     Родные красоты необъятной для Виктора страны: Заполярья, Белоруссии, России уже сменялись не менее величественными картинами  прекрасной Латвии.

     Рижская погода не балует. Смотришь – светит яркое солнце и вдруг – дождь. Тут не зевай,  летний теплый водопад вымочит тебя с головы до ног. Модные тогда плащи "болонья" были редкостью и предметом завести приезжих пацанов, в том числе и Виктора. «Болонья» бы ему сейчас ой как пригодилась, но стоило ли из-за этого плаща унывать. Вот посмотреть бы  по «телеку»  футбол!
     В то время в Англии проходил   чемпионат мира по футболу. Советская сборная вышла в полуфинал, где должна была встретится с Западной Германией. Болельщики-абитуриенты, не мудрствуя лукаво, рванули в аэропорт,  где в фойе вокзала стоял в то время единственный  на всю Ригу общественный телевизор.  Обидно, наши проиграли, 0:1, а значит, в лучшем случае будет бронза. Но португалец Эсейбио развеял и эти радужные надежды будущих защитников своей страны. В итоге – только чётвертое место. Но бронзовые медали все же нашей сборной достались. Ура! За четвертое место! Кстати, столь высокого места ни Советский Союз, ни страны СНГ (Россия, Украина) на мировых чемпионатах больше никогда не занимали, а точнее   вообще практически не  выбивались через предварительные отборочные сита. Итак, чемпионат завершен. Теперь уже и самим абитуриентам в часы досуга можно поимпровизировать, изображая  на спортивной площадке королей футбола: Мюллера и Чарльтона, Альберта и Малофеева,  Бакенбаура и Пеле…  Забывая  про предстоящие вступительные экзамены, будущие ракетчики гоняли мяч по училищному футбольному полю до умопомрачения.
     Наконец и вступительные экзамены остались позади. Каждый сделал выбор, а может влюбленная Рига не захотела отпускать понравившихся ей парней по родным домам? Они ей тоже приглянулись, может они ей были зачем-то и нужны?

     К 1966 году Рижское училище уже работало с максимальным эффектом, ежегодно выпуская со своих стапелей по две-три сотни военных инженеров-ракетчиков. Преподавательский состав был доволен и своими питомцами и своими окладами.
   Корпуса Рижского ракетного училища, тайно разбросанные по всей «старой Риге», в глубоком молчании хранили секреты молодого отечественного ракетостроения. B архитектурных ансамблях ХV-ХVII веков, нет-нет, да и увидишь у подъезда солдатика со штык-ножом. Чего этому часовому там делать? Что он там охраняет, картошку что ли для курсантов? Не спешите с ответом: в подвале такого дома могла находиться и первая отечественная ракета, и трофейная немецкая ФАУ-2, и последние на те времена достижения советских ракетных конструкторов: Королева, Янгеля, Челомея. Современные лаборатории, залы с ЭВМ, испытательные площадки и стенды – все было надежно спрятано от постороннего взгляда. Ну и конечно для легенды прикрытия использовали  картошку.
     -Ну-ка первокурсники, поработайте в подвале с картошкой и свеклой, отделите гнилую от здоровой, да капусту  в бочках приберите. А вот огурцы соленые не растаскивайте, на зиму вам же самим их может и не хватить. А вообще-то они, бочковые - хрустящие, вкусные!
     Находились отдельные курсанты-ухари, которые умудрялись идя на перебор картошки предварительно заскочить в соседний продовольственный магазин и отовариться там «чернилами». Теперь можно было в подвале и стаканчик красненького пропустить, благо огурцов было вдоволь. Как потом многие поняли, это было началом падения отдельных любителей горячительных напитков. Бывало, что и Казаков не противился выпить предложенных на складчину полстакана, понимая, что во всем нужна мера.

     Первым начальником Рижского ракетного училища был герой социалис¬тического труда и лауреат государственной премии генерал-лейтенант Васильев  Анатолий Алексеевич    (впоследствии он стал заместителем ГК РВСН по ВВУЗам). Статный по выправке, интеллигентный генерал полностью подходил для этой почетной и важной должности.
    -Мы сделаем самую лучшую кузницу в стране для ракетных войск и Вы мне в этом поможете,- не раз говорил он на совещаниях с профессорами и преподавателями.
      И профессура не щадила себя, хотя и платили им не от выработки:
      -А почему бы нам и не стать, лучшей кузницей, - спорили между собой доценты.    
     Перед началом занятий, которые были спланированы на 1-го сентября, абитуриентам, наконец-то,  показали то, ради чего они и отдали себя в заложники судьбы.  20-го августа, после ужина, будущих курсантов, одетых в новое шерстяное обмундирование – гимнастерки и брюки цвета хаки (говорят материал  был подарен Советскому Союзу после войны еще английской королевой), отвезли на базу дивизиона учебно-боевого обеспечения, находящуюся в курортном городке Лиласте, на Рижском взморье. Расположившись на земляных валах (обвалованных ракетных ангарах), вчерашние школяры с открытыми ртами и затаенным дыханием смотрели страшный фантастический сон: задрапированные в резиновую одежду, специалисты армейского очертания, приводили в чувство спавшие до этого громадные ракеты, начиненные смертью. В ночном небе, на фоне лучей прожекторов, люди в средствах защиты и противогазах, напоминали собой инопланетян. Гигантские ракеты-сигары медленно выволакивались инопланетянами из ангаров, и так же медленно поднимались во весь свой 25-ти метровый рост. Рев двигателей, треск лебедок, шипение воздуха, клацанье клапанов напоминали сущий ад. С другой стороны громо¬гласные команды начальников,  бравые доклады обслуги в унисон с ревом движков, звучащие со старта, смягчали восприятие и казались  порхающим ангелом в звездном ночном небе. 


 

     Многометровые сосны с одной стороны, да морская гладь с другой, уверенно прятали от посторонних глаз то, что показывали будущим ракетчикам, и  никогда не показывали  никому другому. Все увиденное оставило у каждого противоречивые чувства. Гордость за то, что ты с этой минуты посвящен в тайну государства, разочарование – что ты стал слугой атома, втайне способного разрушить не только "врага", но и себя самого. Скорее всего, с этого часа курсанты и стали заложниками в своей собственной стране. Вот она судьба какая! Что им Бог каждому воздаст, то каждый из них и заслужит.
     Ну а пока, вопрос напрашивался самый обывательский, как у Маяковского:
     «Мамы разные важны, мамы разные нужны!». - Значит, нужны и папы!

     Слушателям училища показали их будущую кормилицу – ракету Р-12, поставленную на боевое дежурство в конце 50-х практически в каждом отдаленном от цивилизации районе Советского Союза: в лесах и степях, в тундрах и пустынях.  А что тогда говорили преподаватели  Рижского училища об изучаемой слушателями ракете конструктора Янгеля, как они оценивали подвиг промышленников в создании такого чуда?

     «Простота Р-12 в конструкции, удобство в эксплуатации, точность в достижении цели, весомая мощность ядерной головной части – вот достойнейшее основание для их  массового разворачивания в Европейской части Советского Союза, а также Сибири и Дальнем Востоке. От северных, до южных морей нашу ракету Р-12  боевые расчеты любят и лелеют. Кто сказал, что этих ракет нет в Средней Азии?  Не переживайте, они есть везде, даже на Таймыре! А вот вам и ее совершенно секретные ТТХ:
     «Р-12 относится к РСД (среднего радиуса действия), вес 42т., диаметр 1,65м, длина  20м., дальность стрельбы 2,5тыс.км…  Сейчас про это говорить можно, вы за приказ о разглашении военной тайны уже расписались! Кстати американцы нашу ракету называют СС-4, ну, и дураки же!».

     «А вот вам и состав компонентов ракетного топлива (КРТ): окислитель – азотная кислота (детище завода  города Воскресенска Московской обл., не знаете такой город? А хоккейную команду «Химик» Воскресенска знаете? То то же!); горючее – ракетный керосин, его на любом нефтеперегонном заводе можно возгонять. Не путайте с самогоном! Заправка ракет ракетным топливом совсем неприятное занятие для ракетчиков, но что делать, не заправишь ракету, она и не полетит. В утробу P-12 входит почти 30т. окислителя и около 10т. горючего. Все это в боевой обстановке стартовый расчет загоняет в ракету штатными насосами меньше чем за 15 минут».
     Преподаватели в училище не шутили: «Агрессивность  окислителя не позволяет ракетчикам дышать ее парами даже несколько секунд, а ракетам находиться в заправленном состоянии более одного месяца. Разъедается азотной кислотой все одинаково: и человеческие легкие и дюралево-магнивые сплавы баков ракет. Эта кислота вам еще принесет немало вводных. Смотрите, чтобы  где её не пролить, да не вдохнуть  паров. Мгновенный отек легких или страшные язвы на коже, не заживающие многие месяцы, а то и годы, и всего от одной  капли, вот смотрите, – показывали  они любопытным  слушателям незаживающие шрамы на своём теле. Это я еще хорошо отделался».

     -А у немцев были ракеты в Великую Отечественную войну? ФАУ – это ракета или снаряд?
     -Хороший вопрос задал Казаков, отвечаю: ФАУ-1  – это самолет-снаряд или, по другому – крылатая ракета, а вот ФАУ-2 – настоящая баллистическая ракета. Это оружие против нас в войну не применялось, немцы его использовали против англичан. Я вам даже небольшую историю зачитаю про эти ракеты из воспоминаний немецких ракетчиков, недавно сам прочитал на немецком и перевел:
     «Первое ракетное подразделение Вермахта в лице 155-го зенитного полка, вооруженного ракетой ФАУ-1, по приказу Каммлера (это главный идеолог применения ФАУ в Германской армии) в  августе 1943 года  возглавил полковник Н. Вахтель.  Двухметровый рыжий ариец-гигант, фанатик оружия возмездия, настоящий боец. Уже в октябре 1943 года его полк приступил к размещению своих батарей в северной Франции: Аньен, Абвиль, Дюнкерн… Всего полку было предписано поставить 108 катапульт (по нашей терминологии – пусковых установок), способных запускать ФАУ-1, и если не лениться, каждые 20 минут.
     Всего же на побережье Атлантики от французской Бретани до Голландии предполагалось поставить четыре таких ракетных полка (каждый полк имел по штату до 10 тыс.человек), а это уже больше 400 катапульт. Лето 44-го предполагалось для англичан непомерно жарким…».
     А вот вам ещё одна выдержка, о царивших в немецких ракетных полках  порядках:
    «Вахтель и другие командиры верили в свой успех и не раз подбадривали своих подчиненных:
    -Крепитесь  сынки, скоро и мы в бой пойдем, а с вашей помощью от Лондона не останется и дохлой  кошки. Мы этих лордов психологически уничтожим, а там и вся Англия перед нами капитулирует.
    Немцы  приступили  к планомерному обстрелу англичан в июне 1944 года, после открытия нашими союзниками второго фронта. Немецкая педантичность, выучка, дисциплина были главными их козырями.  Израсходовав весь боезапас (1500 ФАУ-1) за неделю, полковник Вахтель, прохаживаясь, по уже пустым обвалованным землёй подземным галереям, инструктировал  ответственных за хранение ракет:    
    -Ну вот, французы раньше здесь свои  вина созревали да шампиньоны выращивали, а мы решаем всё гораздо проще, завтра разгрузим сюда ещё 3000 ФАУ-1, да смотрите, всё надо будет сделать в тёмное время суток, противник – он тоже не дурак.
    -Так сколько же мы будем стрелять по Лондону этими ФАУ-1, это же не противотанковые гранаты, может быть столица англичан уже стерта с лица земли, а  мы и не знаем?- возмущались ракетчики Вахтеля, -сколько мы тут будем ещё корячится, не зная ни сна ни отдыха? Нас уже всех тут вши заели!
    -Да, господа, -отвечал им Вахтель, – вы правы.  Я по некрологам ненароком подсчитал: из выпущенных нами за день  200 единиц  ФАУ-1, только 80 долетают до  бессовестных лондовцев, а 40 сбиваются их зенитками. Недорабатываем мы с  вами».

     Тут  Казаков, внимательно слушающий рассказчика-преподавателя, не выдержал:
     - Товарищ полковник, а остальные, еще 80 ФАУ-1? По каким объектам они у немцев были нацелены?
    -Как по каким объектам, Казаков, подумай!  Цель у них была та же – Лондон. Но эти остальные ФАУ-1 разрывались у немцев на куски прямо на  стартовых позициях, во время запуска.   Вахтель в своих мемуарах так и пишет, мол «засыпался»  я с отправкой похоронок на своих братков-ракетчиков. «Успехи» немцев в стрельбе ракетами, Казаков,  были бы ещё меньше, если бы англичане не сбивали  ФАУ-1, которые могли бы улететь далеко за черту города. Несовершенные были ещё у фашистов ФАУ-1! У наших советских ракет к счастью таких недостатков нет!

     -А расскажите  о другой немецкой ракете ФАУ-2, – обратился к преподавателю, сосед Казакова по классному столу, Виктор Гусев, – так интересно…!
     -Интересно? А вы  ребята не ленились бы, и сами  прочитали, сейчас об этом много написано и даже переведено на русский язык. Ну да ладно, сколько там у нас времени до перерыва осталось?
    «В начале сентября 1944    Франция  освобождается союзными войсками. Помните их высадку в Нормандии? Крупнейшая была операция. Естественно с северной Франции налеты ФАУ-1 на англичан прекратились. Лондон попытался вздохнуть полной грудью, но его радость оказалась преждевременной. 8 сентября над Лондоном раздался куда более мощный гул, это уже  была ФАУ-2 (баллистическая ракета)!
    ФАУ-2 в отличии от ФАУ-1 запускается на большую высоту (80 км), а затем падает оттуда с огромной скоростью (5,7 тыс. км/час). Сама ракета  обнаруживается, когда уже раздается взрыв. За время полета ракету нельзя услышать или увидеть,  невозможно  ее и перехватить. Скорость и высота полета ФАУ-2 это исключает. Особенно большие разрушения ФАУ-2 причиняла,   попадая прямо в какой-либо объект, а в случае падения на здание, от строения вообще ничего не оставалось. Против этой ракеты в свое время оказались бессильны все имеющиеся средства британских ПВО. Удары ФАУ-2  по Англии с каждым днем усиливались. Поскольку стартовых площадок для ФАУ-2 не требовалось, сутки езды по бездорожью, кропотливая предстартовая работа и ракеты уже летели на цель».
     А вот как описывает "свои подвиги" один из участников запусков ФАУ-2 немецкий лейтенант Норган:
       «Наша команда из 150 человек  7-го сентября 1944г., за сутки до стрельбы, прибыла в район Вассенар /близ Гааги/. Организовав охрану, мы приступили к подготовке к пускам ракет. От местной электростанции нами был протянут кабель, расчистили и площадки под ракету и технику. 8 сентября к нам прибыла уже основная колонна из шести машин с ракетами ФАУ-2. С наступлением темноты приступили к пускам.
Если первая ракета ушла в небеса без помех, то вторая взорвалась прямо на старте. Пол команды было выведено из строя. Я чудом остался жив, хоть и обгорел основательно. 9 сентября мы уже приступили к эвакуации жителей другого района, куда должны были привезти новые ФАУ-2, а 10-го, с  Букенхорста,  мы запустили уже  пять ФАУ-2. До конца сентября, убыв в Овервин, нам пришлось поработать и по разгрузке и транспортировке ракет на все команды. Забрав затем свои ракеты, мы убыли снова в Букенхорст, откуда весь октябрь и стреляли.
      Еженедельно пополняя штатный состав команды, выведенный из строя из за взрывов на стартах, а также регулярно меняя поломанное технологическое оборудование, мы с декабря 44-го по январь 45-го ежесуточно запускали по шесть ракет. 27 марта 1945 наши последние три ФАУ-2 полетели к запланированным целям /Лондон/. 29 марта вся наша команда со всей техникой и шестьюдесятью не отстрелянными ФАУ-2,  покинули район Гааги. Через неделю мою обгорелую ногу отрезали в госпитале. Что ещё вспомнить? Да разве ракетой заменишь свою ногу?»
     Вот так-то. Американский генерал Дуайт Эйзенхауэр, командующий тогда объединенными силами союзных войск на Европейском континенте, став в последствии очередным Президентом США, в своих мемуарах пишет:
      «Вероятно, если бы немцам удалось за полгода до нашей высадки в Нармандии усовершенствовать свои обе ракеты ФАУ,  наше вторжение в Европу было бы крайне затруднено, а возможно и вообще исключено».

      Вот такие воспоминания. А ведь немецкие ракетчики – герои! Не правда ли? Реально  англичане тогда даже не видели разницы между ФАУ-1 и ФАУ-2. Ничего в мире подобного на вооружении тогда не было.
     -Значит, немцы создавали свои ракеты с перспективой ударить и по нам! – сделал вывод будущий ракетчик, а ныне пока слушатель училища Гена Казанский.
      -Правильно Казанский. А теперь давайте-ка вернемся  к нашим «баранам» – ракетам Р-12. Скоро у вас по боевому применению этой ракеты  будет зачет с оценкой.
     -Итак, откройте секретные тетради и записывайте:
     «Помимо пусков со стационарных площадок,  ракетные комплексы с ракетой Р-12 могут быть рассосредоточены и в других заранее подготовленных в инженерном отношении полевых районах. Изучив опыт боевого применения немецкой ФАУ-2 на берегах Нормандии, наши ракетчики применяют свой комплекс,  в первую очередь, как подвижный. Основным достоинством комплекса считается его способность, в любой момент быть выведенным из под ядерного удара противника, и своим ходом переместиться на другую стартовую площадку. Эти площадки выбираются за десятки и сотни километров от основной боевой стартовой позиции».

От автора: Для сокращения времени перемещения и занятия соответствующей готовности, в семидесятые годы полевые боевые стартовые позиции (ПБСП) ракет будут, заблаговременно, в строжайшем секрете, приводится в инженерном отношении к полной готовности. Места стартов ракет с ПБСП с целью запутывания противника приблизят к местным станциям МТС, животноводческим фермам и свинарникам. В точки установки ракет будут заблаговременно  врыты стартовые плиты (СП-6). Уж если воевать, то вместе с народом!

     «По прибытию в воинскую часть, боевые ракеты направляются для хранения в специальные ангары «двойки». Если боевую  ракету оттуда покатят на специальной тележке к пусковому столу – считайте катастрофа, это преддверие мировой ядерной войны. Пусть лучше эти ракеты спокойно спят, а ракетчики с них пыль сдувают. Их же ракетные двойники – учебные ракеты, в отличии от боевых, ночами эксплуатируются боевыми расчетами. Ежедневная кропотливая учеба – залог будущих их побед!
      Ночное комплексное занятие на ракете для непосвящённых может показаться как шоу. Картина такая: звезды, комары, свист воздушных редукторов, испаряющийся с клапанов буро-рыжий окислитель, шипение ресиверов, рев двигателей, насосов…   Командные пункты (КП) выдают боевым расчетам учебные значения азимутов (отвечают за направление стрельбы по противнику),  а вот вам с КП пришли  уровни заправки ракетным топливом и времена зарядки электролитических интеграторов (отвечают уже за дальность полета ракеты). Парочка дюжих солдат-амбалов, как когда-то  немецкие ракетчики Каммлера в Нормандии, способны специальным ломиком  подкрутить ракету Р-12 на пусковом столе, совмещая плоскости  стабилизаторов ракеты с плоскостью планируемой стрельбы. Сюда именно таких здоровяков обычно и подбирают. А вот в расчеты  прицеливания можно брать и дохлых очкариков, там сила не нужна, нужен ум и аккуратность. Внешние рамки гировертикантов тщательно отслеживают плоскость стрельбы уже в полете. По «теории полета» вам об этом расскажут более подробно. Обращаю внимание: истинных азимутов, уровней заправки и времени зарядки интеграторов не знают даже на КП. Их значения надежно храниться в сейфе, в боевых пакетах, опечатанных сургучными печатями Генерального штаба!
Зная дальность стрельбы ракеты по ТТД, не трудно, впрочем, определить и их цели. Возьмите географическую карту Западной Европы и сами начертите циркулем окружность с радиусом 2-2,5тыс. км с центром предполагаемого места пуска. На Западе цели сразу же проясняться: Франция, Германия, Англия и другие европейские страны НАТО, где есть хоть какие-то намеки на не дружеские к нам отношения.
Наши ракетчики все выдержат: и ночные марши, и зимние холода, и летний зной. Вот только бы техника их не подвела! Правда, Казаков?».
     -Так точно, товарищ полковник, будем стойко переносить тяготы и лишения военной службы, то, что русскому в пользу, немцу в смерть.
     -Кто это тебя этому научил?
     -Мой отец, он  Германии служил после  Победы 1945. А можно ещё вопрос? Что у ракеты в голове, сколько ядерного взрывчатого вещества в нем находится?
    -Вам про ядерные заряды  уже все по физике рассказывали. Конечно о мощности ГЧ мы здесь говорить не имеем права,  а только о принципе действия. Можете записать:
        «Ядерные реакции – это перевоплощение атомных ядер от взаимодействия  с элементарными частицами или гамма квантами. Подобное взаимодействие в нашем случае осуществиться  бомбардировкой ядер тяжелых металлов пучками ускоренных частиц. Ядерные реакции, в которых частицы, вызывающие их, образуются как продукты этих реакций, называются цепными ядерными реакциями (сокращенно пишем ЦЯР). Пока нам  известна ЦЯР – реакция деления урана и плутония под воздействием нейтронов с выделением мощной энергии».
     -Почему такие  серьезные лица у вас, что непонятно?
      «Ядерные взрывы. При больших количествах  вылетающих нейтронов ядерная реакция перестает быть регулируемой и может привести к ядерному взрыву, вызываемому высвобождением ядерной энергии. Предельные условия, когда в веществе может развиться ЦЯР, называются критическими. Они обусловлены плотностью вещества, геометрией или критической массой.
        В ядерном заряде делящееся вещество пока находится в докритических  условиях.  В нужный момент осуществляются сверхкритические условия, когда всю массу собирают вместе и тогда инициируется ЦЯР. К ядерному взрыву может привести либо ЦЯР – деление тяжелых ядер (U235, Pu 239), либо ядер гелия из более легких ядер водорода (дейтерия и трития) с выделением нейтронов и мощной энергии».
      «Термоядерная  реакция используемая в водородной бомбе протекает при температурах порядка десятка миллионов градусов, что достигается при ядерном взрыве атомной бомбы, применяемой в качестве «запала». Температура и давление при этом достигают колоссальных величин: порядка десяти в 6 степени градусов и миллиарда атмосфер».    
     «Ядерный заряд - устройство, содержащее запас ядерной энергии, заключенной в определенном количестве ядерного вещества и приспособлениях, которые обеспечивают быстрое освобождение энергии для осуществления ядерного взрыва.
     Ядерные заряды бывают двух типов: атомные и водородные. Мощность ядерного заряда определяется как количеством делящегося вещества, содержащегося в заряде или изотопов водорода,  так и его конструктивными особенностями, создающими условия для вступления в реакцию максимального количества делящегося вещества.
      Мощность ядерного боеприпаса оценивается тротиловым эквивалентом от нескольких десятков тонн до нескольких десятков миллионов тонн. (Кт, Мгт)».

        -А теперь можете записать «о конструктивных особенностях ядерного заряда головной части (ГЧ)»:
       «Шаровой заряд размещается в корпусе ГЧ. Для одновременного и равномерного обжатия центральной части (из урана) на шаровом заряде из взрывчатого вещества (смеси тротила и гексогена) в 32 специальных розетках установлены капсюли – детонаторы, на которые для их подрыва подается импульс высокого напряжения 15-20 киловольт.
       На разновременность их срабатывания установлен очень жесткий  допуск в несколько миллионных (если не миллиардных) долей секунды. От этого зависит сферичность взрывной волны на центральную часть. Чтобы эта взрывная волна не была расходящаяся,  в 32 специальных  элементах из взрывчатого вещества на шаровом заряде она преобразуется  в сходящуюся сферическую взрывную волну и практически одновременно достигает сферической поверхности корпуса центральной части из природного урана-238. 
       Под действием сферической ударной волны корпус центральной части (ЦЧ) (размером с баскетбольный мяч) превращается в сжимающуюся оболочку, достигает полого шара из урана, обжимает его и превращает  находящуюся внутри массу делящегося изотопа U-235 или Pu-239 за счет имплозии из подкритического в надкритическое состояние. В это время срабатывает находящийся в центре ЦЧ нейтронный источник, инициирующий многократное начало цепных реакций деления, выделяется энергия.
         В это же время в ЦЧ подается мощный импульс быстрых нейтронов, который увеличивает процесс деления и в итоге мощность заряда.
        Температура в точке взрыва достигает миллионов градусов, инициируется реакция синтеза изотопов водорода, которые размещены в ядерном заряде как дейтерит лития и трития.    
        Мощность только одного термоядерного заряда ГЧ к ракете 8К63 составляет более 1 Мгт ТНТ. По расчетам американских специалистов взрыв ТЯ заряда мощностью 20 Мгт ТНТ может сравнять с землей все объекты в радиусе до 24 км, уничтожить все живое на расстоянии до 140 км от эпицентра».
      
           - Пометьте себе «о головных частях к ракете»:
       «ГЧ ракеты состоит  из корпуса, наконечника, стабилизатора и размещенного в них ядерного заряда, системы автоматических средств управления и приведения в готовность к подрыву заряда, а также узлов подрыва.
       Самая высокая температура до 3000 градусов  возникает на наконечнике ГЧ при входе в плотные слои атмосферы, поэтому его верхняя часть выполнена из графита и конуса из карбида кремния.
       Корпус ГЧ из стального конуса, обеспечивает для заряда стабильные параметры по температуре и давлению. Перепад температур выше допустимых может привести к появлению микротрещин в сферическом заряде ВВ, искажению фронта взрывной волны, изначальному уменьшению мощности ядерного взрыва.
       От воздействия высоких температур корпус ГЧ защищает слой в 10-15 мм асботекстолита.
       Корпус ГЧ стыкуется с ракетой двумя разрывными болтами.
       Стабилизатор обеспечивает устойчивый полет ГЧ после отделения от ракеты.
       Размеры ГЧ: длина 3600 мм, диаметр – 1620 мм, вес 1630 кг.       

      -Начиная с 1956 г.  ракеты комплектовались ядерными и водородными (термоядерными) зарядами в Арзамасе-16, в объединении "Маяк", но не Днепропетровска, а Челябинска - 40; 65; 70. До прошлого года мощность тротилового эквивалента ГЧ P-12 не превышала 0, 5мгт, сейчас же промышленность, модифицируя заряд на термоядерный, мощность ГЧ удвоила».

От автора: С 1977г. придется снова удваивать силу заряда, ведь цели, выбранные  в Генеральном штабе, должны быть уничтожены с гарантией, а точнее, стерты с лица земли, иначе оттуда может придти и ответный удар. Все ТТХ ядерных головных частей были строго засекречены и для ракетчиков, да и так называемых «головастиков», составляли государственную тайну.

     - А по головным частям вопросы на зачете будут?
     - «По головам»  на зачете будет только один вопрос: «ядерно-техническое обеспечение боевого ракетного комплекса»:
    «С поступлением на вооружение  к ракетам ядерных боеприпасов, формируются специальные части и подразделения где хранятся и подготавливаются к применению головные части (ГЧ). Создана такая структура войсковых звеньев, которая  исключает любые несанкционированные действия личного состава и обеспечивает выполнение работ с ядерными боеприпасами только при достоверном приказе на их подготовку и выдачу в стартовые подразделения.
        Заблаговременно подготавливаются сотни высококвалифицированных специалистов т.н. «головастиков», способных в войсковых условиях произвести безошибочную сборку ядерного заряда и его установку в корпус (ГЧ) для последующей подстыковки к ракете. Подразделения РТБ так и называются: расчеты сборки или сборочные бригады. Если их в простонародье называют «головастиками» – они обижаются.
       Ракеты Р-12 практически через каждые 2-3 года с заводов получают новые, более совершенные ГЧ. Задача РТБ и заключается в их получении, транспортировке, разгрузке, переводе в высшую степень боевой готовности, проведении регламентов, хранении, выполнении боевых задач боевого дежурства. Конечно, каждую новую ГЧ нужно  выучить каждому «головастику» на зубок.
       В первые годы существования ракетных войск ГЧ помещались на хранение в степени готовности СГ-4. Это предусматривало снижение риска и более высокую степень безопасности эксплуатации ядерных боеприпасов. За счет чего? Очень просто,  все элементы ГЧ хранились отдельно, в разобранном виде, как детали детского конструктора. Отдельно хранится сама головная часть, отдельно устанавливаемый в нее ядерный заряд, отдельно различные узлы и другие съемные элементы.  С получением же приказа на выдачу головных частей для пуска, расчеты РТБ должны  в сжатые сроки по разработанной циклограмме работ, собрать ГЧ как детский конструктор, до степени СГ-5, т.е. подготовить ее к боевому применению. Вот их на это и дрессируют днем и ночью до седьмого пота, как акробатов в цирке. Бывали случаи, что от таких тренировок у некоторых, прошу прощения, «головастиков» и сердце останавливалось, я не вру, недавно в Кингисеппском гарнизоне (Ленинградская обл.) такой  дикий случай и произошел.
        Ядерное оружие ежегодно совершенствуется. С возможным переходом к новым боевым готовностям, со значительным сокращением времени на подготовку ракеты к пуску, сегодняшнее исходное состояние боезапаса ГЧ  может и не обеспечить своевременное выполнение боевой задачи для пуска. Поэтому ГЧ могут быть заложены на хранение в более собранном виде, сразу в СГ-5.
       Юридически разрешение начальнику РТБ на выдачу термоядерных ГЧ  в стартовые батареи подготовлен заранее в приказе. Он содержится в специальном пакете в сейфе начальника дежурной боевой смены ракетного полка и  подписан начальником Генерального штаба ВС СССР. Без вскрытия особого пакета, головную часть полку никто не выдаст. Ну, а пакет вскрывается только в боевой обстановке, не дай Бог конечно!
       Все сооружения для ГЧ и их элементов оснащены молниезащитой.       Перед работой с узлами и самим изделием все исполнители надевают специальную одежду и тапочки на кожаной подошве, прошитой медной проволокой. Понимаете для чего? Правильно, электростатические поля напряженности могут сконцентрировать ненужный  потенциал в неподходящем месте. Запрещается работать не в хлопчатобумажной одежде, без головных колпаков, нельзя  иметь при себе расчески, кольца, часы,  и другие предметы, способные электризоваться.
        Такие  же жесткие требования предъявляются и к охране хранилищ ГЧ вооруженным караулом с использованием электризуемого сетчатого заграждения напряжением 1730 вольт. Никто, кроме ограниченного списком круга лиц, не имеет права  посещать зону РТБ, а, тем более,  хранилища с боезапасом. Все это, дорогие мои,  оправдано и необходимо, ибо речь идет о государственном боезапасе огромной мощности, об осторожности и безопасности». 


***

      Сверстники Виктора гордились не фордами, не роскошными виллами, не хорошими автострадами и небоскребами. Они гордились грозными ракетами и мощными боевыми зарядами. Но как ни странно, вопреки искусственной книжной идеологии Суслова "чужое нам чуждо", это поколение слушало и Биттлз, и Прэсли, носили, если удавалось получить по талону,  импортную обувь и даже  мечтали посмотреть по видику секс. Но в СССР тогда,  к сожалению, "не было" ни видиков, ни секса. 

     

     Как не пыталось государство привить всем одинаковый вкус, ничего из этого, как мы знаем, не вышло. Каждый хотел иметь свое суждение на вещи. Правда тем, кто состоял в партии, приходилось все это обосновывать для себя  и коллег по своей ячейке, в свете марксистско-ленинской теории. Делал это каждый так, на сколько у него хватало фантазии. Никто же не проверит!
     Пять лет в училище пролетели как один день. Профессорско-преподавательский состав вкладывал свои души в будущих защитников отечества. Песенные монологи, обожаемого молодежью Володи Высоцкого, учили их реальной жизни. Программа подготовки инженеров-ракетчиков, составленная на период учебы состояла: не менее 1/3 учебного времени уделялось марксистско-ленинскому нравоучению. В различных формах, наследия великих классиков скрупулезно и ежедневно забивалось в пытливые мозговые извилины молодежи. Одурманивание в дальнейшем сделало свое дело. Около 20% выпускников сделали для себя выбор - лучше работать языком, чем руками. Первичные комсомольские должности в ракетном полку, в отличии от инженерных, имели капитанскую категорию и большинство из этих 20% "отметившись" на год в командирской работе, "единогласно" были избраны солдатскими руками в комитеты комсомола.    Теперь им путь  в замполиты и политотделы открыт; 1/3 учебного времени было отдано точным наукам: механике и электронике. Вершиной этого обучения являлся  дипломный проект выпускников. Заполучив задание на разработку ракетного комплекса для поражения целей противника, дипломники претворяли плоды своего труда, готовясь к защите своих проектов. Ракетные двигатели, различные системы технологического оборудования, приборы и автоматика ракет, шахтное оборудование и многое другое – все это будущие инженеры могли представить строгой госкомиссии на надлежащем уровне. К всеобщему сожалению выпускников на конструкторские должности из училищ практически не брали (1-2% курсан¬тов), остальные же шли в войска, а там все уже было "сконструировано"; 1/3 учебного времени было отдано общевойсковым дисциплинам: физической, строевой, огневой подготовке, а также тактической и специальной. Все это заканчивалось общевойсковой стажировкой непосредственно в войсках. Практически на изучение ракетной техники, на которой предстояло служить выпускникам, было уделено не более 5% учебного времени. Придя в войска, молодые лейтенанты затем будут вынуждены практически с нуля изучать все то, над чем, нельзя было смеяться, но на это отводился всего один месяц.
     Обучаемые узнали за годы, проведенные в Риге, не только ракетную науку. Они поняли здесь и что такое настоящая мужская дружба, и что такое офицерское братство и честь, и что такое коварная женщина…  Это им в жизни еще ой как пригодится. В войска многие поехали уже отцами семейств, ну а кто еще не нашел себе подругу жизни, всем своим видом говорил: за этим дело не станет. Заслуженные упорным трудом звания лейтенантов-инженеров радовали выпускников, но в то же время было у них какое-то чувство горечи, перчило от надвигающей лавины бесправия и беспредела в войсках. Убедится в этом они смогли еще на войсковых стажировках, где увидели все своими глазами.
    Родное училище новоиспеченных лейтенантов, бывшее им пять лет родным домом, переехало к этому времени из старых корпусов – исторических памятников, в новые новостройки Риги, на берег озера Эзермалас, где и готовило уже новую молодежь и тоже к военной жизни.
     Старые училищные корпуса, оставленные латвийской столице для других целей, сиротливо стояли среди гордых шпилей соборов и провожали своих бывших воспитанников в неизведанное им будущее. Как бы чувствуя вину, что ничего уже не исправить и не вернуть, мудрые по прожитым годам кварталы старой Риги таинственно шептали своим бывшим питомцам: -Ну что ж, ничего не поделаешь, ваш поезд уже стоит на перроне и правит им сам ядерный монстр со своими слугами. Милые вы мои, чтобы не случилось, не нажимайте только, ради Бога, кнопку на пуск ракет, мир вас не  поймет и не простит за это.

     А почему так пристально смотрит на некоторых своих бывших воспитанников училищный корпус на улице Судмалиса, откуда такой укор? И что в этом корпусе сейчас находится? Теперь все ясно: в своих стенах корпус уже успел разместить женскую гинекологическую консультацию. Отдельные ухари – будущие ракетчики, без злого умысла, а то и по незнанию (никто же им это не преподавал) тоже внесли, как надо полагать, определенную лепту в беды прекрасного пола. Преподаватели, возможно, такие  же ухари, как и их воспитанники, учили:
     -Берите все, пока есть возможность! (Уж они-то наверное знали, что говорили).
 
     Полюбили курсанты Ригу всем сердцем, и она не оставалась в долгу, гостеприимно распахнув себя своим гостям. Местные красавицы, расхватав бравых и симпатичных парней, крепко держались за их мужественный выбор судьбы. При выпуске из стен училища в 71-м году бывших наивных курсантов было уже не узнать: возмужавшие, полные надежд и оптимизма, они, одев лейтенантские погоны, крепкими руками с любовью привинчивали друг другу на кителя академические «поплавки». Каждый из них был уверен: с таким «поплавком» в этой жизни не утонешь. Ровно сто бравых лейтенантов-инженеров выпустил механический факультет училища вместе с Казаковым. Куда судьба их разбросает по свету? Куда судьба  забросит ещё одну сотню выпускников-электриков?

От автора: Через 40 лет после выпуска, в апреле 2011 года, мне, как и Виктору Казакову посчастливится встретиться со своими друзьями по ракетной судьбе. Встреча состоялась  в  Санкт-Петербурге, на базе военной академии им. Можайского. Впечатления  будут искренними и незабываемыми, о них можно вдохновенно писать и писать… К сожалению, место встречи было выбрано не в Риге, наверное это и правильно: визовый режим, другие трудности  создали бы большие неудобства уже не молодым, а зрелым ветеранам РВСН, да и  не по карману такая поездка оказалась бы для многих, разбросала судьба  всех нас по многим городам уже новых суверенн6ых государств.
 Спасибо друзья за встречу, читайте  мою книгу, писал я  ее не только для внуков, но и для вас,  старался…



 

Ветераны училища со Знаменем  училища (автор в первом ряду 2-й слева)

 

 

 

 

 

С заместителем начальника 1-го  факультета полковником в отставке А.И.Сорока.

 

***


     Казаков женился рано, еще на 4-м курсе, взяв в жены смазливую сверстницу, отбив ее прямо на танцах от конкурентов – военных авиаторов училища Алксниса. Вот уж эти летуны, испытатели и обыватели, не путайтесь под ногами у ракетчиков. У Казакова не просто увлечение, к нему пришла настоящая любовь.
     Да! Эта любовь его крепко зацепила крылом, а что надо лейтенанту для будущей военной карьеры – конечно надежный тыл:
    -Это будет  мой Рижский сувенир или моя погибель, - решил Виктор.
   Он как в воду глядел. Семейная жизнь с Раей сразу же оказалась испытанием его ракетной судьбы на  прочность. Вроде и характер у него покладистый, вроде и он ей  не безразличен, а не получается… На день по десятку раз ссорились, доказывая друг другу  свою правоту, и столько же "мирились". В перерывах между ссорами и миром родился у них сын.
     -Неужели и он  ракетчиком станет? - размышлял Казаков, – опять же все от судьбы зависит.
     В июле 71-го Виктор Казаков получил назначение в войска и отбыл со своей молодой семьей в Беларусь. На Рижском железнодорожном вокзале начальник курса Р.В.Симановский напутствовал:
     -Удачи тебе Казаков! Белоруссия –  хорошее место службы, а Пружанская дивизия  - знаменитая, будешь там, как у Христа за пазухой, почти домой в Брест служить попал. Теперь там тебе придется совершенствовать свои деловые качества. Не обижайся, если  мы что-то у тебя просмотрели, не так оценили, думаю, что там оценят правильно, нормального ракетчика  видно издалека. У тебя есть все задатки стать хорошим командиром. А вообще... с Богом!

 

 

( далее )

Остальные части

 
 

РВКИКУ71.РФ

Любое использование информации и объектов без письменнного предварительного согласия правообладателя не допускается
и преследуется по Закону, согласно статье 300 ГК РФ.