Бирюзовец 66-71
Сайт выпускников 1-го факультета Рижского Высшего Командно-Инженерного
Краснознаменного училища имени Маршала Советского Союза Бирюзова С.С.
Схема г. Рига п. Лиласте

Посвящается нашим родителям, учителям и первым командирам, тем, кто прошел Великую Отечественную войну, не просто прошел, а победил, при этом остался жив и дал жизнь нам.

 

Казачук В.А. Из письма Валько А.П. от 19.06.2013г.

2013-07-04 15:05:36

     … немного о НВАШ (Новосибирская военная авиационная школа пилотов). В конце августа 1940г. Был объявлен набор в летную школу. И такие, как Паша (П.И. Валько), Алёша (А.А. Пташник) и я, съехались в НВАШ, аэродром Толмачево, где уже было заготовлено для нас жилье – палатки с матрацами и подушками,  набитыми соломой. Там мы и разместились.

     Всех абитуриентов разбили по группам, установили график сдачи экзаменов, прохождения медицинской и мандатной комиссий. На следующий день, после завтрака, на построении представители штаба и приемной комиссии зачитывали список тех, кто не прошел по каким-либо причинам, их отправляли в штаб школы, а потом направляли домой и так до  последнего. А те, кто прошел по всем показателям, были приказом по НВАШ зачислены курсантами и распределены по  эскадрильям. Я был зачислен в 4-ю АЭ, 404 классное отделение. Но так, как ни я, ни Паша, ни Алеша в тот момент еще не знали друг друга, то я, естественно, не знал, в какую АЭ они были зачислены.
     С этого момента началось обучение по курсу молодого бойца. Отрабатывали все приемы строевой подготовки, изучали уставы – строевой и внутренней службы, в т.ч. и гарнизонный. Изучали винтовку, правила ухода за ней и практические действия ней в рукопашном и встречном бою. Прошли практику стрельбы из винтовки в тире. В итоге каждый из нас должен был уметь командовать классным отделением (взводом). После завершения программы курса молодого бойца нам выдали винтовки, мы приняли присягу и приступили к основному курсу обучения по специальности. Изучали темы теоретического порядка – конструкцию самолетов Р-5 и СБ, их вооружение, способы и тактику его применения, а также наставления по производству полетов. Весь процесс шел строго по распорядку дня, свободного времени было мало.
     Самолет Р-5 – переходной, но легендарный тем, что на нем летали летчики Водопьянов, Каманин, Леваневский, Доронин, Лепядевский – спасатели «челюскинцев», первые Герои Советского Союза.
     Самолет СБ – основной, скоростной бомбардировщик, способный решать боевые задачи днем и ночью. Освоив его, нам должны были присваивать воинские звания – мл. лейтенант, лейтенант. Но в конце 1940г. нарком обороны Тимошенко издал Приказ – из летных школ выпускать летный состав в звании «сержант». Конечно, мы все повозмущались, были крайне недовольны, то тем все и окончилось. Особенно были расстроены те, кто накануне закончил полный курс и получил звание мл. лейтенант, лейтенант. Они были разжалованы и им присвоили воинское звание «сержант» и они были переведены на казарменное положение.

Курсанты НВАШ Казачук В.А и Валько П.И.


     Мы, первокурсники, продолжали учебу по программе, начали ходить в наряды по охране стоянок самолетов и других объектов. 1 мая 1941г. НВАШ участвовала в военном параде в г. Новосибирске. Через некоторое время эскадрильи разъехались по летным лагерям. 3-я и 4-я АЭ перебазировались на полевой аэродром г. Бердск. Но куда, на какой аэродром перебазировались 1-я и 2-я АЭ точно не знаю, но где-то недалеко. Курсанты разместились в хорошо оборудованных палатках. Закончив изучение первоначального курса и самолета, приступили к полетам на Р-5. Мы практически освоили Р-5, выполнив упражнения и программу по налету.
     Когда в июне 1941г. началась Великая Отечественная война нашу главную усадьбу аэродром «Толмачево» заняли школами из западных областей. А главной усадьбой НВАШ стал аэродром «Бердск».
     На зиму АЭ перешли в казармы, начали изучать самолет СБ, теорию и тактику его применения в боевых условиях. Летом 1942г. опытные инструктора начали обучать нас практическим полетам на СБ. К середине августа мы закончили практический курс полетов, налетали положенное количество часов. После выполнения экзаменационного полета с инспектором ВВС Новосибирского военного округа по приказу начальника НВАШ нам было присвоено военное звание  «сержант-пилот ВВС СССР».

Выпускники 404 классного отделения НВАШ 1942 года.


     К концу августа 1942г. всех закончивших курс обучения срочно вызвали на центральную усадьбу Бердск, дали кое-какие указания и не переодевая, а курсантской одежде, сопроводили в Новосибирск в штаб Новосибирского ВО. Штаб направил нас на ЖД-вокзал. Мы, человек 50-60, разместились в двух маленьких товарных вагонах, оборудованных 2-х ярусными нарами. Ночью отправились в путь. 15 сентября 1942г. мы были в Хабаровске, в штабе 10-й ВА. Там сопровождающему дали соответствующие указания и нас уже в пассажирских вагонах отправились дальше. Утром 16.09.1942г. мы прибыли на станцию Тайсин, что недалеко от Комсомольска-на-Амуре. Аэродром и казармы, где мы разместились, находились на берегу озера Болонь.
     Штаб 168-го резервного АП принял нас, поставил на все виды довольствия. Кстати, в этом резервном АП уже около года находился летный состав из других летных школ. Новосибирцев разместили в другой казарме. И получилось, что Леша Пташник и я оказались в одном пролете, кровати рядом, тумбочка одна на двоих. Вот так мы и познакомились. К нему и ко мне стали приходить наши однокашники, в том числе и Паша Валько – мы познакомились.
     В 168 рап нас разбили по эскадрильям этого полка и давали нам понемногу летать. На скорое убытие в строевой полк мы мало рассчитывали. Но когда 7 марта 1943г. в полк прибыли купцы за пополнением, они в первую очередь брали тех, кто давно засиделся в этом полку. Но случилось так, что Лешу, Пашу и меня включили в эту группу отобранных летчиков и 08.03.1943г. мы убыли в штаб 10-й ВА в Хабаровск. Отдел кадров распорядился так, что Леша, Паша и я, из  новосибирцев, попали в 540 бап. И вечером 09.03.1943г. мы выехали на аэродром 10-й участок, что южнее Хабаровска, где и базировался 540 бап. Утром нас принял командир 540 бап майор Приходько С.П. и распределил вновь прибывших летчиков по эскадрильям. Алексей и Паша с другими летчиками были назначены в 3-ю АЭ, а я во 2-ю АЭ.
     Не откладывая дело в долгий ящик, от нас приняли соответствующие зачеты, проверили технику пилотирования, распределили по звеньям и мы приступили в практическим полетам на СБ уже в качестве командиров экипажей. А в составе экипажей были и офицеры. У меня, кстати, штурман был в звании ст.лейтенант, но как говорят «служба есть служба».
     Полк вводил нас в строй. Летали много и это нас радовало. В июне 1943г. приказ наркома Тимошенко был отменен и нам, сержантам, присвоили воинские звания мл. лейтенант.
     В июле 43г. 2-я и 3-я АЭ перебазировались на аэродром «Сита», а 1-я АЭ на аэродром Восьмигранник. Кроме полетов, а мы уже умели летать в облаках по приборам, 2-я и 3-я АЭ выполняли через день дежурства у самолетов в готовности №1 и №2. В октябре 43г. 2-я и 3-я АЭ перебазировались на аэродром «Обор», восточнее Ситы. Аэродром «Обор» с бетонной ВВП, рулежными дорожками и бетонными стоянками самолетов.
      К этому времени мы уже были хорошо знакомы со всеми ребятами 3-й АЭ, и Алаевым, и Немировым. В Оборе у нас был хороший клуб. Замполит полка майор Ясинский хорошо организовывал партполитработу и художественную самодеятельность, в которой Паша был неизменным участником. Они с Жорой Родионовым хорошо выступали, исполняя разные художественные пляски, вплоть до чечетки. Им всегда дружно аплодировали и вызывали на «бис».
      Вместе с тем совершенствование летной подготовки и повышение боеготовности полка было главной задачей. И мы, выпускники НВАШ 1942 года, в ноябре 1943г. уже самостоятельно летали на боевом самолете СБ ночью, а днем в составе групп - эскадрилий и полка. Не все шло гладко, как в любом деле были и ЧП. В начале июня 1944г. ночью разбился экипаж летчика Третьякова из 2-й АЭ – все члены экипажа погибли. Что можно было собрать, мы собрали и похоронили в  Оборе. Летчик 3-й АЭ Кувакин днем разбил самолет, без восстановления.
    Где-то в конце июня 1944г по приказу Главкома ВВс 540 ап отбыл на запад, а в конце июля уже был в Запорожье на аэродроме «Мокрая» и приступил к переучиванию на новый тип самолета ПЕ-2 (пикирующий бомбардировщик). Он был с лучшими летно-тактическими данными по вооружению, грузоподъемности и высотности, максимально электрифицирован и  способен поражать точечные цели. Пе-2 был требовательным в технике пилотирования, не прощал малейшей расхлябоности, но в целом хорош – вынес все тяготы ВОВ и прослужил в частях ВВС примерно 16 лет. Переучивание летно-технического состава шло планомерно и достаточно интенсивно. Но и здесь не обошлось без ЧП. В один из летных дней при хорошей погоде произошла катастрофа, погиб экипаж 3-й АЭ летчика Казанцева, похоронили на кладбище аэродрома «Мокрая». А через некоторое время командир звена Ларкин 3-1 АЭ разбил ПЕ-2, экипаж не пострадал. До сих пор военный городок в Запорожье вблизи аэропорта называется «Мокрая».

Офицеры 1-й эскадрильи 540 бап. 1945 год.


     Закончив программу переучивания, полк в полном составе отбыл на заводской аэродром в Казань и начал перегонять самолеты ПЕ-2 для нужд фронта. После выполнения этой задачи по приказу Главкома ВВС полк приступил к боевым действиям в составе 183 бад 16 ВА 1-го Белорусского фронта, освобождая Польшу, ее столицу Варшаву и др. города. Действовал 540 бап с аэродромов Старовесь, Лодзь, Донатово, нанося удары по живой силе и технике немцев. На завершающем этапе ВОВ полк совершал налеты на Берлин, действуя в основном по Силезскому ЖД вокзалу. Боевые вылеты 540 бап прекратил в конце апреля 1945г. и в это же время перелетел на аэродром Витц, и перешел на дежурство в готовность №2. Но новых боевых задач не последовало. Здесь мы и встретили День Победы 9 мая 1945г и торжественно отметили окончание ВОВ.

Такими грамотами был награжден весь личный состав 540 Берлинского бап.


     Вскоре полк перелетел на аэродром Рангсдорф, пригород Берлина. А в феврале 1946г. полк перебазировался на аэродром «Ораниенбург», что севернее Берлина  приступил к новым задачам по повышению боеготовности…

Летчики 540 Берлинского бап Дягилев, Казачук, Хусаинов. Германия, 1946год.

На снимке : сидят: летчик Емельянов А., штурман Марков А., стоят: летчики Казачук В. и Белов С.

 

    Примечание.

     Опубликовал это письмо для тех, кто интересуется историей Великой отечественной войны. Оно свидетельствует, что утверждение о том, что в годы войны выпускников авиационных школ отправляли на фронт прямо из-за школьной парты, научив только "взлету - посадке", мягко говоря, не совсем правда.

Анатолий Валько.

 
 

РВКИКУ71.РФ

Любое использование информации и объектов без письменнного предварительного согласия правообладателя не допускается
и преследуется по Закону, согласно статье 300 ГК РФ.