Н. Никончук. В колее
2025-04-14 17:14:42
Автор книги Николай Никончук, в послевоенное сороковое время родившийся на берегах Западной Двины, по сложившейся ситуации на своей родине практически и не жил. Чувствуя как бы должок перед местным родословным Велижем, перед своими сородичами, многие из которых давно уже нашли приют в местной земле, он попытался в своем повествовании заострить внимание, на необъяснимых уму жизненных ситуациях захлестнувших простых людей, когда то могущественной страны, показать динамику своего восприятия действительности окружавшей его все эти годы. Свою нерастраченную любовь к родному краю, а также к родной по отцовской ветке Украине, Николай Николаевич дарит своим самым близким: детям, внукам, родственникам, друзьям, коллегам по воинской службе, а также всем неравнодушным к простому человеческому счастью автора. Книга предназначена для сравнительно небольшого круга читателей.
«Два самых важных дня в твоей жизни: день, когда ты появился на свет, и день, когда понял зачем». Марк Твен
«Если ты за годы своей жизни набил «сундук», то пора его уже и использовать, иначе можно не успеть» Геннадий Хазанов
 Автор Николай Никончук
Предисловие
Долго и осторожно я шел к «героическому» поступку, написать свое виденье прожитых лет с середины ХХ века и до сегодняшних двадцатых уже ХХI столетия. В этом повествовании не вижу смысла знакомить читателя со своими автобиографическими данными, они не раз приводились в других моих книгах. Главную цель описания прожитого связываю с возрастным прозрением, хотелось бы досказать недосказанное, и в основном за последние годы, годы так называемой смуты. Осмыслят ли мои внуки сегодня происходящее вокруг, как пытался это сделать я, не опоздали бы с определением места и роли в этом безразмерном океане грез, где все мы песчинки, все разные, а возможно и великие?
В августе 1959 года закончился мой первый «северный» этап познавания этого удивительного мира. Об этом в 2013 г. я написал книгу «Пятидесятые холодные годы. Святая простота». Именно после окончания моим отцом военной службы в отдаленных районах Заполярья (Мурманская область 1947-1959гг.) наша семья переехала по замене в город Брест. Здесь мой батька, участник Великой Отечественной войны, прослужит еще год (50-я гвардейская Донецкая мотострелковая орденов Суворова и Кутузова дивизия) и уйдет в декабре 1960 г. в новую для него гражданскую жизнь. Я же, в этом году, получив первую грамоту за успешное окончание начальной общеобразовательной школы, сделаю свой первый вклад в импровизированный мною «сундук».
 Май 1960. Грамота с барельефами Ленина и Сталина, полученная за 4-й класс, школа № 8 г. Бреста
Этап школьных лет на героической Брестчине для меня, как и у других подростков, прошел в едином порыве гордости за свою страну, в подготовке себя к службе в Вооруженных Силах. Хотя надо признать, что мне и моим сверсникам в сравнении с поколением наших отцов с этим послевоенным мирным временем повезло. Почувствуйте разницу: у отцов годы второй Мировой войны, у нас послевоенное мирное время с 25-ти летним сроком военной службы в Ракетных войсках стратегического назначения. Там борьба не на жизнь, а на смерть, у нас военная служба с ее тяготами и лишениями (80-100 суток несения боевого дежурства в год). Тем не менее, извините, личное участие в боевом дежурстве на ядерной кнопке «пуск» буду считать и своим вкладом в дело сохранения мира на Земле, недопущения очередной мировой войны, тем более термоядерной. Вот такие мы застали тогда времена. Действительно, в боевых действиях мы, стратегические ракетчики, не участвовали, и слава Богу, но в обстановке т.н. «холодной войны» несли боевое дежурство на различных боевых ракетных комплексах с ядерным боезапасом, совершенствовали боевую выучку вверенных нам подразделений в пунктах постоянной дислокации, на полевых позициях, на марше, проводили учебно-боевые пуски… Об этом в моих книгах «Женева-85. Судьбоносное решение», «В лесах под Малоритой» и «Три дистанции комбата» сказано подробно. За период военной службы, а больше уже после нее, в знак признания заслуг, от органов государственнй власти, различных ведомств и организаций я нередко получал памятные и юбилейные медали, знаки, грамоты, другую атрибутику… Скажите, - не скромно о себе это писать. Но кто же от подарков отказывался? Так уж получилось, что и на «гражданке» в течении тридцати лет мне пришлось пройти через различные этапы уже мирной трудовой деятельности на территории Беларуси: стройбригада в колхозе деревни Пожежин, охранная деятельность в городских организациях Бреста, инженерные должности в Брестских областных структурах жилищно-коммунального хозяйства и работа в областном военном комиссариате. Венцом же моего творческого пути стала пятилетняя работа в руководстве областным советом ветеранов в качестве заместителя председателя. Кстати, множество материалов этого периода (2016-2021гг.), в том числе и грамота от губернатора Ю.В.Шулейко, мной сохранены и представлены в творческой галерее для всеобщего обозрения, уж простите опять же за нескромность.
Март 2021. Грамота от губернатора области по завершению моей ветеранской «карьеры»
 Памятные медали в ознаменование юбилеев В.И.Ленина
 Офицерский «иконостас»
Все эти медали, знаки и значки привожу, как говорил выше, в качестве свидетельства причастности к всеобщему благому делу. По большому счету это уже история: юбилеи В.И.Ленина (кстати, медаль в честь 100-летия Ленина получена не мной, а моей второй, уже покойной женой Зинаидой Ивановной, а в честь 150-летия - уже моя), юбилеи Вооруженных Сил и Великой Победы, юбилеи освобождения Беларуси, медали и знаки в честь безупречной воинской службы и другие. Все это носить на мундире конечно тяжело, а точнее, мягко говоря, не скромно, да у нас это было и не принято, а посему решение однозначное, оставить на мундире только доблестные знаки ракетчика: «мастер-ракетчик»; «за активную работу в Белорусском союзе офицеров»; «об окончании РВКИКУ» (т.н. академический поплавок Рижского высшего командно-инженерного Краснознаменного училища); знак принадлежности к 31-й ракетной дивизии РВСН (это мое первое ракетное соединение).
 Как мы в шутку говорили: «…и на груди его могучей одна медаль висела кучей!».
Глава 1. Колесо истории
География и история, для большинства из нас, всегда были любимыми школьными предметами. Карты, атласы, глобусы, а сейчас уже и интернет, не напрягаясь, позволяли виртуально совершить экскурсию в любую точку Земного шара. Эти экскурсии становятся еще более занимательными, если под руками собранные тобой же памятные знаки, какая-то атрибутика или артефакты. Из собранных за прожитые годы артефактов тех «краев и весок» где удалось побывать (книги, открытки, почтовые марки, значки…), многое мной систематизировано и сохранено для потомков по «сундукам и коробкам», ведь не знаешь, какой срок по жизни тебе отпущен, а продолжателей родства потом днем с огнем не сыщешь, далеко они разбрелись по свету… Вот и пишу сегодня свой экскурс в прошлое для них и не только. О Велиже буду частенько останавливаться здесь мазками. Это мое родословие по материнской линии. Не обойду стороной и другие свои корни, которые в последнее двадцать лет скрупулезно изучал и документировал. Так в электронной версии «родословная» я привожу файлы на большую часть родственников, эти же архивные материалы в виде карт, фото, открыток, значков, писем… размещены в папках-файлах на стеллажных полках. К примеру, в папке моей родословной №1 «Деды» собран материал на предков Велижской ветки, а в № 1-1 на предков Украины... Хочу также вспомнить удивительного исследователя и известного историка Витебского края Алексея Парфеновича Сапунова (1851-1924), родившегося недалеко от Велижа в Усвятах. Вот строки из его исследований: "В лето 1536 г. князь великий Иван Васильевич и мати его Великая княжна Елена велела поставити город в Торопецком уезде на Велижском городище". Этот год считается официальным годом основания Велижа.

Карта города Велиж, XVIII век
В своих книгах я уже писал на Велиже, где мне - мальцу Николаше, пришлось не только родиться, но и в летние месяца озорничать на побывке у бабушки Варвары Казаковой (девичья Лукьянова). И все же я немного вас задержу. Довоенный многонациональный Велиж за XIX век успел отстроить себя каменными зданиями, сначала на левобережье Западной Двины, а в начале ХХ века «окаменилось» и его правобережье. В первую очередь каменными строились Велижские богоугодные заведения, их в городе на то время набралось более двадцати. Засверкали золотом купала христианских церквей, обустроились синагоги (тринадцать на город), католический костел, старообрядческие культовые дома... Дошла очередь и до купеческих домов, лавок, гимназий… Кроме каменщиков и плотников не сидели без дела здесь и другие мастеровитые. Сплавлялся вниз по реке лес, перерабатывали выращенный в округе лен, на десяти кирпичных заводах обжигали кирпич… Отсутствие железной дороги не тяготило Велижан благодаря интенсивному судоходству по Двине. Рига была для них не только романтической мечтой, но и основным партнером, Витебск - ближайшим. В городе с населением в 12 000 человек (по данным 1913 года) функционировал едва ли не полный набор учебных, религиозных и светских заведений, включая мужскую и женскую гимназии, техническое и художественное училище. Особо одаренные уезжали учиться в Санкт-Петербург и Смоленск, романтики - в Ригу, но, а большинству импонировал Витебск, который и по языковому произношению и по удобству жизни был роднее и ближе Велижанам, все ж не далеко (80 км), да и на своей реке с велижским диалектом, который не с чем не спутаешь, он как коктейль русско-белорусско-еврейско-польской грамоты. Велиж на две части разделяет р.Западная Двина и изредка соединяет один единственный мост, который за годы своего существования больше был разрушенным, чем отстроенным, а посему десятилетиями в почете был единственный способ сообщения – паром, так надежнее... В июле 1941 Велиж был захвачен немецкими передовыми частями 20-й танковой дивизии группы Гота, прорывавшейся к Москве. Но уже меньше чем через полгода, в январе 1942 немцы в Велиже, как кроты, сами ушли в глухую оборону. Почти весь 1942-й и большую часть 1943г. в городе шли кровопролитные бои, которые не прекращались 600 суток приведя его к полному уничтожению. Да, да к полному! Редко какому городу выпадала такая драматическая и героическая блокадная участь. Ленинград здесь не в счет... в отличии от Ладоги для немцев дорога «жизни» шла через Сураж на Витебск. Тем временем ежедневные атаки красноармейцев на укрепления врага под девизом «За Родину, за Сталина!» приносили сотни погибших. Только за февраль-март 1942 года на левобережье Двины между дорогами Велиж – Верхние Секачи – Нижние Секачи – совхоз Миловидово – Беляево красноармейцы потеряли убитыми до 10000 бойцов и командиров… Фашисты за период оккупации велижских земель успели расстрелять евреев местного гетто (около 2000 чел.), убить, повесить неугодных коммунистов и партизан. Убивали и мирных жителей… Среди них оказался мой дед Казаков Поликарп Митрофанович, расстрелянный в январе 1942 года в качестве заложника. Всего под Велижем за войну было похоронено 70 тыс. советских воинов и мирных жителей. Нашли «приют» здесь и тысячи немцев. Точных цифр у меня нет, но известно, что обороняться в городских каменных подвалах немцам было гораздо легче, чем наступать через Двину нашим красноармейцам. Коэффициент примерно 1:3. Значит, немцев погибло 25-30 тысяч. Немцы, захватив Велиж, вынуждены были яростно обороняться. Командиры 257 пехотного полка Адольф Зинцингер, а затем Константин Мейер (один в феврале, а второй, сменивший его, в мае 1942 года) будут награждены Рыцарскими Крестами за оборону Велижа. Кто-то из них потом напишет мемуары, кто-то будет всю жизнь каяться… Вечером 20 сентября 1943 г. на колокольне разрушенного Свято-Духовского собора взовьется красный флаг — около 500 оставшихся в живых велижан дождутся своего освобождения. А через пять лет зимой 1948 г. в Велиже рядом с развалинами Свято-Духовского собора появлюсь на свет и я.
  На фото слева: Свято-Духовской собор, самое красивое в Велиже здание, строительство началось в 1810 году, завершилось в 1823 году. На фото справа: руины Свято-Духовского собора в 1943 году.
Еще в 1942 г., в период боев под Велижем в составе 4-й ударной Армии мой отец познакомится с будущей моей матерью семнадцатилетней Евдокией Казаковой. Он будет писать ей трогательные письма на д.Семичево уже из Германии.

На фото 1947 года мой будущий отец Николай Лазаревич, пока не женатый, запечатлен на память с немецким мальчиком, будучи в оккупационной зоне Германии перед отправкой в Союз.
После войны мои будущие родители встретятся вновь. Что примечательно, 20 сентября 1960 года на День освобождения города Велижа у меня уже в Бресте родится брат Виктор. Скажу честно, я, видя, как у моих друзей-соседей были младшие сестренки, не мог спокойно существовать в этом мире один и бредил прибавлением к нашему семейству. Родители вняли моим просьбам, и это свершилось!
***
Прошедшая война уничтожила у велижан все, даже построенную в годы войны железную дорогу, снабжающую ударные советские части. К сожалению, местные власти после войны так и не смогли убедить высокое начальство о восстановлении так необходимых железнодорожных путей, более 30 лет не было в городе и моста через Двину…
***
До войны 50% города составляли евреи, и надо сказать они на берегах Двины не затерялись. Успешно обучаясь местной грамоте и ремеслу, многие из них заслужили уважения не только на родине, но и за её пределами. Из знаменитостей хотелось бы отметить двух: художника Марка Шагала (Витебская знаменитость) и фотографа Макса Пенсона. По рождению 24 июня (6 июля) 1887 года Мовша Хацкелевич (впоследствии Моисей Хацкелевич, он же Марк Захарович Шагал) отметился в местечке Лиозно недалеко от Велижа. В многодетной семье он был старшим ребёнком среди брата и пяти сестёр. Получив традиционное еврейское образование на дому с изучением древнееврейского языка, Торы и Талмуда Марк Шагал с 1898 по 1905 год прошел обучение в 1-м Витебском четырёхклассном училище. В 1906 году учился изобразительному искусству в художественной школе витебского живописца Юделя Пэна, после чего двадцатилетним отправляется в Петербург. В Петербурге Шагал в течение двух сезонов 1908-1909 занимается в Рисовальной школе, которую возглавлял Н. К. Рерих (в эту школу его приняли без экзамена на третий курс), затем в 1909—1911 годах продолжил занятия у Л. С. Бакста в частной художественной школе Е. Н. Званцевой. В мае 1911 года на полученную стипендию Шагал уезжает учиться в Париж. Летом 1914 года уже вполне успешный художник приезжает в Витебск, планируя вернуться в Европу, но начавшаяся война не дала этим планам сбыться. В сентябре 1915 года Шагал уезжает в Петроград, где поступает на службу в Военно-промышленный комитет. А в 1917 году с женой возвращается в Витебск. После революции его назначают уполномоченным комиссаром по делам искусств Витебской губернии. 28 января 1919 года Шагалом было открыто Витебское художественное училище. В 1920 году Шагал переезжает в Москву, где устраивается работать в Московский Еврейский камерный театр в качестве художника-оформителя, но в 1922 году с семьёй уезжает в Литву, затем в Германию, Францию, США… после войны снова возвращается во Францию.
 Шагал: мозаика, витражи, шпалеры, скульптура, керамика…
В 1973 году по приглашению Министерства культуры Советского Союза Шагал посетил Ленинград и Москву, от предложения посетить Витебск отказался подарив Третьяковке и Музею изобразительных искусств им. А. С. Пушкина некоторые свои работы. Шагал скончался 28 марта 1985 года в Сен-Поль-де-Вансе. До конца жизни в его творчестве будут прослеживаться «витебские» мотивы и только в 1997 году будет проведена первая выставка художника в Белоруссии.
***
Практически в одно время с Шагалом 17 марта 1893 года в еврейской семье переплетчика в Велиже рождается другая будущая знаменитость - Макс Захарович Пенсон. Работая в переплетной мастерской при Велижском городском училище, он его окончит в 1911 году. Затем Макс уезжает в город Миргород Полтавской губернии, где поступает в художественно-керамическую школу. Проучившись там всего полгода, из-за нужды уезжает в город Вильно, где поступает в художественно-промышленную школу общества имени Антокольского. Проучившись до 1915 года он с приближением фронта империалистической войны эвакуируется из Вильно.
   Макс Пэнсон
В 1915 году Макс Пенсон с семьёй переезжает в Коканд, где до 1917 года работает учителем рисования в местной школе, затем в Кокандском отделе Народного образования в качестве заведующего учебно производственными мастерскими.
   Творцы новой советской эры на азиатских просторах (фото М.Пэнсона)
В 1923 году Макс переводится в Ташкент, где с 1926 начинает делать фоторепортажи работая фотокорреспондентом в редакции газеты «Правда Востока». Его фоторепортажи стали весьма популярны в Советском Союзе в 20-х и 30-х годах XX века. Самая известная его фотография — портрет «Узбекской Мадонны», получивший высшую награду на Всемирной выставке в Париже в 1937 году, который изображает освобождённую мусульманку, снявшую чадру и кормящую ребёнка грудью. Умер Пенсон в Ташкенте в 1959 году, похоронен на Европейско-еврейском кладбище.
***
Но талантливые люди на Велижской земле были не только евреями. Начну со своей бабушки Лукьяновой Варвары Ивановны (по мужу Казаковой). Родившись 10 октября 1895 года в д.Кадолово под Велижем, она не отметилась в мировых реестрах знаменитостей, но благодаря своему трудолюбию и скромности заслужила уважение детей и внуков. Сквозь годы войны на велижской земле 1941-1943 она прошла с достоинством и честью, потеряв на войне мужа и сохранив всех четырех дочек.
 На снимке 1912 г. мещанка Казакова Варвара Ивановна

На снимке 1972 г. в Велиже, слева направо её дочери по старшинству: Ольга, Евдокия (моя мать), Анна и Лида.
Драматический путь моих велижских предков, я как мог, описал в своих книгах: «О лычках, погонах и долге» и «Пятидесятые холодные годы», поэтому на этом и закончу.
***
Яков Александрович Казаков (28 декабря 1915, дер. Проявино, Велижского района Витебская губерния — 23 марта 1989, Ленинград) — однофамилец моей матери, но не родственник, советский художник-монументалист и реставратор, член Ленинградского Союза художников, лауреат Ленинской премии, золотая медаль Академии художеств СССР. Участник Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. В 1935—1939 учился в Витебском художественном училище у И. О. Ахремчика, а затем поступил на отделение живописи Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина. Обучение было прервано призывом в Красную Армию на действительную военную службу и начавшейся Великой Отечественной войной. Служил рядовым в 34 стрелковом полку на Калининском фронте, в 1942 году был контужен, оказался в плену. После войны более полувека занимался реставрацией монументальной и станковой живописи дворцово-парковых ансамблей Ленинграда и его пригородов, возглавляя бригаду мастеров-реставраторов, Под его руководством и при непосредственном участии были выполнены работы по воссозданию монументальной живописи в Исаакиевском соборе Петербурга, Екатерининском дворце в Царском Селе, по воссозданию погибших во время войны произведений монументальной живописи итальянских мастеров XVIII века во дворцах Петергофа, Павловска, Ораниенбаума, Гатчины, что и сегодня не имеет аналогов в мировой реставрационной практике. За работу по реставрации в 1972 году был награждён золотой медалью Академии художеств СССР, а в 1986 году за восстановление дворцово-парковых ансамблей пригородов Ленинграда был удостоен Ленинской премии. Скончался 23 марта 1989 года на 74-м году жизни. Похоронен на Казанском кладбище Царского Села.
  Казаков Я.А. (фотография с дарственной памятной надписью моей будущей матери от 2 февраля 1946 г. хранится в нашем семейном архиве)
Андрей Онуфриевич Бембель (17 [30] октября 1905 год, Велиж, Витебская губерния — 13 октября 1986 года) — белорусский и советский скульптор, народный художник Белорусской ССР (1955), профессор (1962). Участник Великой Отечественной войны. После получения начального образования в Велижской мужской гимназии он с 1924 по 1927 год учился в Витебском художественном техникуме у Керзина М. А., затем в 1931 году окончил Ленинградскую Академию художеств. С 1947 года один из организаторов и первых преподавателей Минского художественного училища. Один из авторов мемориального комплекса «Брестская крепость—герой» в Бресте.
 
А. О. Бембель. В 2005 году выпущен художественный конверт по случаю его 100 лет со дня рождения
Другие известные велижане: Анна Марковна Быховская, первый декан биологического факультета МГУ; раввин Барух Пупко, американский ученый; Анатолий Антонович Дубино, советский артист цирка; Марина Лаврентьевна Васильева (Попович), заслуженный летчик-испытатель и многие другие…
   
А.Быховская 1901-1996 Б.Пупко 1917-2010 А.Дубино 1920-1994 М.Попович 1931-2017
Как вы понимаете, многим велижанам хотелось бы здесь «засветится», в том числе и мне, но талант дело тонкое, а жизнь коротка, да и силы не безграничны.
*** Фотографии Велижа, они в городе всегда делались на высоком профессиональном уровне:
 
 

Все публикации от Никончук Николай Николаевич
|